Вопросы-ответы
-
Вправе ли саморегулируемая организация быть участником отраслевого тарифного соглашения? Вправе ли саморегулируемая организация вносить изменения в учредительные документы для получения статуса «объединение работодателей»?
Регламентация социального партнерства в форме соглашения осуществляется нормами Трудового кодекса. В соответствии со статьей 45 Трудового кодекса соглашение представляет собой правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции. Отраслевое соглашение, являющееся одним из видов таких соглашений, устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли. Статья 33 Трудового кодекса устанавливает, что при заключении или изменении соглашений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей.
При этом под объединением работодателей в соответствии с вышеуказанной статьей понимается некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления. Правовое положение объединений работодателей, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации определяется Федеральным законом от 27 ноября 2002 г. № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей».
Исходя из изложенного, полномочными представителями работодателей при подписании подобных соглашений могут быть только некоммерческие организации, зарегистрированные в установленном порядке в качестве юридического лица в форме объединения работодателей.
В соответствии со статьей 10 указанного Федерального закона об объединениях работодателей правоспособность объединения работодателей в качестве юридического лица возникает с момента его государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
В соответствии со статьей 17 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческое партнерство вправе преобразоваться в фонд или автономную некоммерческую организацию, а также в хозяйственное общество в случаях и порядке, которые установлены федеральным законом. Принимая во внимание ограниченный перечень некоммерческих организаций, в которые некоммерческое партнерство может преобразоваться, внесение изменений в учредительные документы для получения статуса объединения работодателей не представляется возможным. При этом наличие слов «объединение работодателей» в названии организации не говорит об изменении организационно-правовой формы организации.
Письмо Национального объединения строителей от 22 июня 2011 г. № 02-780/11 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2011. № 5. С. 379-381.
-
Вправе ли саморегулируемая организация вступать в различные союзы, в том числе региональные, при условии, что часть членов саморегулируемой организации зарегистрированы в других субъектах Российской Федерации?
В соответствии со статьей 5510 Градостроительного кодекса принятие решения об участии саморегулируемой организации в некоммерческих организациях, в том числе о вступлении в ассоциацию (союз) саморегулируемых организаций, торгово-промышленную палату, выходе из состава членов этих некоммерческих организаций отнесено к исключительной компетенции общего собрания членов саморегулируемой организации в силу важности для саморегулируемой организации возможных последствий данных решений. При этом при принятии указанных решений необходимо обращать внимание на цели участия саморегулируемой организации в таких организациях и их соответствие целям саморегулирования.
Факт регистрации (и расположения места нахождения) части членов саморегулируемой организации на территории других субъектов Российской Федерации не является препятствием для принятия решения об участии в региональных некоммерческих организациях.
Письмо Национального объединения строителей от 22 июня 2011 г. № 02-780/11 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2011. № 5. С. 379-381.
-
Вправе ли саморегулируемая организация заключать договоры поручительства, сторонами которых выступают саморегулируемая организация и ее член?
В соответствии с частью 4 статьи 4 Градостроительного кодекса к отношениям, связанным с осуществлением деятельности саморегулируемых организаций, применяется гражданское законодательство, в том числе Федеральный закон «О саморегулируемых организациях», если данные отношения не урегулированы Градостроительным кодексом. Пунктом 2 части 3 статьи 14 указанного закона установлено, что саморегулируемая организация не вправе выдавать поручительства за иных лиц, за исключением своих работников.
Письмо Национального объединения строителей от 11 августа 2011 г. № 02-1139/11 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2011. № 7. С. 209.
-
Вправе ли саморегулируемая организация выступать агентом по договору с организацией, которая предоставляет членам саморегулируемой организации услуги по сертификации? Будет ли это являться предпринимательской деятельностью?
Для ответа на данные вопросы следует проанализировать факт наличия и виды доходов, получаемых вследствие исполнения договоров, направленных на организацию услуг по сертификации.
В частности, в соответствии со статьей 1005 Гражданского кодекса по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. Вместе с тем, доходы, систематически получаемые в рамках исполнения гражданско-правовых договоров, не предусмотрены статьей 12 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» в качестве источников формирования имущества саморегулируемой организации.
Так как систематическое получение прибыли является основным признаком осуществления предпринимательской деятельности, осуществление которой саморегулируемой организацией запрещено нормой части 1 статьи 14 указанного закона, участие саморегулируемой организации в исполнении договора агентирования (поручения, комиссии) в качестве одной из сторон в целях организации услуг по сертификации представляется неправомерным.
Вместе с тем, выполнение предусмотренной пунктом 6 части 1 статьи 6 указанного закона функции по организации сертификации произведенных членами саморегулируемой организации работ, услуг может осуществляться саморегулируемой организацией за счет собственных средств, в частности за счет регулярных поступлений от членов саморегулируемой организации. Кроме того, не будет нарушением законодательства Российской Федерации закрепление в установленном порядке во внутренних документах саморегулируемой организации нормы об уплате целевых взносов членами саморегулируемой организации на организацию системы сертификации работ, услуг.
Письмо Национального объединения строителей от 1 июля 2011 г. № 02-831/11 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2011. № 6. С. 304-305.
-
Обязана ли саморегулируемая организация представлять в территориальные органы Минюста России отчет о своей деятельности, а также размещать его в сети Интернет или предоставлять средствам массовой информации для опубликования?
В соответствии с пунктом 3 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 31, обязаны ежегодно:
1) представлять в уполномоченный орган или его территориальный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Форма отчета о деятельности некоммерческой организации установлена в приложении к Приказу Минюста России от 29 марта 2010 г. № 72. В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 г. № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», указанные документы представляются ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным;
2) размещать в сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган.
В пункте 31 определены некоммерческие организации, которые не представляют в уполномоченный орган отчет о своей деятельности и другие документы. К ним относятся некоммерческие организации, в совокупности соответствующие следующим требованиям:
- учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства,
- не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства,
- в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей.
При этом такие некоммерческие организации обязаны ежегодно:
1) представлять в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие пункту 31 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности;
2) размещать в сети Интернет или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности.
Порядок размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций утвержден Приказом Минюста России от 7 октября 2010 г. № 252. Отчеты и сообщения размещаются на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет, предназначенных для размещения отчетов и сообщений, доступ к которым осуществляется через официальный сайт Минюста России (www.minjust.ru) и официальные сайты его территориальных органов в сети Интернет.
Отчеты и сообщения дополнительно могут быть размещены в сети «Интернет» на сайте некоммерческой организации и на иных сайтах в сети «Интернет».
Получение некоммерческим партнерством статуса саморегулируемой организации не изменяет организационно-правовой формы юридического лица и, следовательно, не освобождает ее от исполнения норм закона.
В соответствии с вышеизложенным, саморегулируемая организация обязана представлять в территориальные органы Минюста России и размещать в сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности или информацию о продолжении своей деятельности.
Учитывая, что на практике поступления имущества и денежных средств саморегулируемой организации в течение календарного года превышают три миллиона рублей, то саморегулируемая организация не подпадает под некоммерческие организации, перечисленные в пункте 31 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», и, следовательно, обязана представлять отчет о своей деятельности.
Письмо Национального объединения строителей от 26 июля 2011 г. № 02-1018/11 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2011. № 7. С. 239-241.
-
Может ли саморегулируемая организация устанавливать для своих членов дифференцированный размер регулярных членских взносов?
Согласно пункту 4 статьи 5510 Градостроительного кодекса к исключительной компетенции общего собрания саморегулируемой организации относится установление размеров вступительного и регулярных членских взносов и порядка их уплаты. При этом Градостроительный кодекс не содержит какой-либо регламентации размера таких взносов, т.е. саморегулируемая организация вправе устанавливать как одинаковый для всех членов размер взносов, так и размеры взносов, дифференцированные по каким-либо показателям.
Например, ряд саморегулируемых организаций дифференцирует размеры членских взносов в зависимости от размера выручки по СМР за предыдущий год деятельности строительной организации. Встречаются случаи дифференциации размеров членских взносов в зависимости от количества видов работ, в отношении которых саморегулируемой организацией выдано свидетельство о допуске. Такая дифференциация не противоречит законодательству Российской Федерации.
Письмо Национального объединения строителей от 16 марта 2011 г. № 02-319/11 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2011. № 3. С. 545.
-
Вправе ли саморегулируемая организация взыскать сумму задолженности по уплате членских взносов с должника, исключенного из членов саморегулируемой организации за неуплату членских взносов?
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» членские взносы являются одним из источников формирования имущества саморегулируемой организации. Согласно пункту 4 статьи 5510 Градостроительного кодекса общее собрание членов саморегулируемой организации обязано установить размер членских взносов и порядок их уплаты. Обязанность по уплате членских взносов устанавливается уставом саморегулируемой организации. Таким образом, неуплата членских взносов является нарушением обязательства члена саморегулируемой организации.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. При этом односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий согласно правилам статьи 310 Гражданского кодекса не допускаются. При нарушении обязательств должник обязан возместить убытки, причиненные неисполнением обязательства (статья 393 Гражданского кодекса). Таким образом, задолженность по уплате членских взносов, возникшая за период до исключения лица из членов саморегулируемой организации, может быть взыскана с должника.
Правомерность изложенной позиции подтверждается сложившейся судебной практикой. Суды принимают решения о взыскании сумм задолженности по уплате членских взносов, в том числе в отношении лиц, исключенных из членов саморегулируемой организации [1].
Письмо Национального объединения строителей от 25 апреля 2011 г. № 02-534/11 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2011. № 4. С. 338-339.