Вопросы-ответы
-
Возможно ли проведение общего собрания членов саморегулируемой организации путем заочного голосования?
Согласно пункту 17 статьи 1 Градостроительного кодекса саморегулируемые организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства являются некоммерческими организациями.
В соответствии с пунктом 4 статьи 29 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» общее собрание членов некоммерческой организации правомочно, если на нем присутствует более половины его членов.
Решение общего собрания или заседания принимается большинством голосов членов, присутствующих на собрании или заседании. Решение общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях», иными федеральными законами и учредительными документами.
Таким образом, Федеральный закон «О некоммерческих организациях» связывает правомочность общего собрания членов некоммерческой организации, а также принятие им решений с личным присутствием на данном собрании его членов.
Иных способов проведения общего собрания членов некоммерческой организации и принятия им решений законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Письмо Министерства юстиции Российской Федерации от 23 августа 2010 г. № 15-14786 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2010. № 6. С.311-313.
-
Возможно ли проведение заседания постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации путем заочного голосования?
К исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией отнесены вопросы, предусмотренные абзацами вторым – четвертым и девятым пункта 3 статьи 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях». Исключительная компетенция общего собрания членов саморегулируемой организации определена статьей 5510 Градостроительного кодекса.
Учредительными документами некоммерческой организации может предусматриваться создание постоянно действующего коллегиального органа управления, к ведению которого может быть отнесено решение вопросов, не входящих в исключительную компетенцию высшего органа управления некоммерческой организацией.
Согласно пункту 2 статьи 5511 Градостроительного кодекса к компетенции постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организацией относится решение вопросов, не входящих в компетенцию высшего органа управления саморегулируемой организацией или исполнительного органа саморегулируемой организации.
Таким образом, решение вопросов, связанных с текущей деятельностью некоммерческой организации и не относящихся к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией, может быть передано постоянно действующему коллегиальному органу управления некоммерческой организацией.
Способы проведения заседаний и особенности порядка принятия решений данным органом законодательством Российской Федерации не определены. Таким образом, принятие решений постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организацией путем заочного голосования возможно в случае наличия соответствующих положений в учредительных документах (то есть в уставе) данной некоммерческой организации.
Письмо Министерства юстиции Российской Федерации от 23 августа 2010 г. № 15-14786 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2010. № 6. С.311-313.
-
Обязаны ли саморегулируемые организации применять унифицированные требования к выдаче свидетельств о допуске, утвержденные Национальным объединением строителей?
Унифицированные требования к выдаче свидетельств о допуске к работам разработаны Национальным объединением строителей и утверждены Советом Национального объединения строителей 4 июля 2011 г. (протокол № 19).
В соответствии с пунктом 1 Унифицированных требований данные требования предназначены для добровольного применения саморегулируемыми организациями, основанными на членстве лиц, осуществляющих строительство, и рекомендуются для утверждения общими собраниями членов указанных саморегулируемых организаций.
Совет Национального объединения строителей утверждает унифицированные документы в рамках реализации своего полномочия по осуществлению методической деятельности, закрепленного пунктом 4 части 3 статьи 5522 Градостроительного кодекса.
-
Какие требования к выдаче свидетельств о допуске к работам должны устанавливаться в зависимости от категории объектов капитального строительства (особо опасные, технически сложные, уникальные, обычные)?
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
В развитие этой нормы часть 1 статьи 558 Градостроительного кодекса уточняет, что лица вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. В соответствии с частями 6 и 14 этой же статьи свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выдается саморегулируемой организацией при приеме лица в члены саморегулируемой организации или при внесении изменений в ранее выданное свидетельство, если такое лицо соответствует требованиям к выдаче свидетельств о допуске к указанным работам.
Часть 1 статьи 555 Градостроительного кодекса обязывает саморегулируемые организации разработать и утвердить требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и включены в сферу деятельности саморегулируемой организации.
Минимально необходимые требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, установлены:
частью 8 статьи 555 Градостроительного кодекса - для выполнения работ на всех объектах, за исключением особо опасных и технически сложных;
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2011 г. № 207 - для выполнения работ на особо опасных и технически сложных объектах капитального строительства.
В связи с этим саморегулируемые организации вправе устанавливать три уровня требований к выдаче свидетельств:
1) требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (соответствующие части 8 статьи 555 Градостроительного кодекса);
2) требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность особо опасных, технически сложных объектов (соответствующие части 9 статьи 555 Градостроительного кодекса и постановлению Правительства Российской Федерации от 24 марта 2011 г. № 207);
3) требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов использования атомной энергии (соответствующие части 9 статьи 555 Градостроительного кодекса и постановлению Правительства Российской Федерации от 24 марта 2011 г. № 207).
-
С какого момента исчисляется стаж работы по специальности?
В соответствии с частью 8 статьи 558 Градостроительного кодекса одним из минимально необходимых требований к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, является стаж работы по специальности.
В действующем законодательстве отсутствует официальное определение понятия «стаж работы по специальности». Наиболее полную аналогию можно провести между стажем работы по специальности и одним из видов трудового стажа, а именно специальным трудовым стажем. В ранее действовавшем пенсионном законодательстве содержалось следующее определение специального трудового стажа: суммарная продолжительность определенной трудовой деятельности (статья 88 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации»). В нынешнем законодательстве официальное определение специального трудового стажа отсутствует.
Тем не менее понятие «специальный трудовой стаж» отличается от понятия «стаж работы по специальности». Этот вывод основывается на положении статьи 27 Закона «Об образовании», в соответствии с которой указанные в документах о начальном профессиональном, среднем профессиональном, высшем профессиональном образовании квалификации дают право их обладателям заниматься профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном порядке определены обязательные квалификационные требования к соответствующему образовательному цензу.
Таким образом, лицо не может быть назначено на должность без соответствующей квалификации, подтвержденной документами о начальном профессиональном, среднем профессиональном, высшем профессиональном образовании. Отсюда можно сделать вывод, что исчисление стажа работы по специальности начинается с момента получения документа о начальном профессиональном, среднем профессиональном, высшем профессиональном образовании при условии назначения лица на соответствующую должность.
Письмо Национального объединения строителей от 26 июля 2010 г. № 02-345/10 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2010. № 4. С. 396-397.
-
Могут ли для подтверждения соответствия требованиям к выдаче свидетельств о допуске предъявляться документы об образовании, выданные на территории других государств?
В российском законодательстве отсутствует норма о наделении иностранных документов об образовании юридической силой на территории Российской Федерации. Исключение составляют документы об общем (школьном) образовании, выданные рядом иностранных государств и представляемые в приемные комиссии российских образовательных учреждений.
Иностранные документы об образовании с целью их дальнейшего использования в Российской Федерации подлежат процедуре нострификации, то есть признания и установления эквивалентности.
Правила нострификации регламентируются Порядком признания и установления в Российской Федерации эквивалентности документов иностранных государств об образовании (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 апреля 2009 г. № 128).
Признание и установление в Российской Федерации эквивалентности документов об образовании осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.
В настоящее время Российская Федерация имеет соглашения о взаимном признании документов об образовании со всеми бывшими республиками СССР, за исключением стран Балтии, Грузии и Узбекистана. Документы о профессиональном образовании, выданные учебными заведениями стран, с которыми Российская Федерация имеет указанные международные договоры, не требуют нострификации.
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 15 октября 2009 г. № 01-58-189/07-01 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2010. № 1. С. 175–176.
-
Может ли в целях выдачи свидетельства о допуске наличие высшего технического образования не строительного профиля и дополнительной квалификации «менеджер строительства» быть приравнено к наличию высшего образования строительного профиля?
В соответствии с утвержденными 20 ноября 2001 г. Министерством образования Российской Федерации Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительной квалификации «Менеджер строительства», необходимо иметь базовое высшее техническое образование, опыт работы в строительстве не менее двух лет, пройти обучение в объеме дополнительной программе 1020 часов и аттестацию по результатам обучения. Утвержденная программа направлена на получение специалистом следующих квалификационных характеристик: осуществление функций управления и планирования деятельности структурных подразделений строительной компании, контроля и реализацией бизнес-планов, анализа спроса на производимую продукцию и услуги, инновационной деятельности в целях увеличения конкурентоспособности строительной компании и ее структурных подразделений, знание маркетинга, экономики, новых методов строительства, нормативных правовых актов по строительству, ценообразования налогообложения в строительстве, теории и практики работы с персоналом в строительных компаниях.
По мнению Национального объединения строителей, специалиста, получившего квалификацию «Менеджер строительства», можно учитывать только при получении свидетельства о допуске к работам по организации строительства (группа видов работ № 33), при наличии такой специальности в утвержденных саморегулируемой организацией требованиях к видам работ, влияющим на безопасность объектов капитального строительства.
Унифицированные требования к выдаче свидетельств о допуске к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, не содержат такой специальности. Вместе с тем, Унифицированные требования носят рекомендательный характер, и каждая саморегулируемая организация вправе устанавливать свои требования к выдаче свидетельств о допуске и определять конкретные специальности по образованию, соответствующие тому или иному виду работ.
Письмо Национального объединения строителей от 29 декабря 2010 г. № 02-1169/10 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2010. № 1. С. 269-270.
-
Могут ли свидетельства, удостоверения и другие документы, выданные Ростехнадзором по результатам обучения физических лиц по различным специальностям, приравниваться к документам о повышении квалификации?
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) не является образовательным учреждением и выдача свидетельств или удостоверений о повышении квалификации не входит в ее компетенцию.
Вместе с тем, в соответствии с приказом Ростехнадзора от 29 января 2007 г. № 37 «О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», по результатам проведенной аттестации выдаются удостоверения установленной формы, не являющиеся документом о повышении квалификации.
Письмо Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25 февраля 2009 г. № 09-28/1355 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2010. № 1. С. 185.
-
Вправе ли саморегулируемая организация устанавливать иные сроки повышения квалификации по сравнению с предусмотренными Градостроительным кодексом?
Градостроительным кодексом (пункт 3 части 8, пункт 2 части 82 статьи 555) в составе минимально необходимых требований к выдаче свидетельств о допуске предусмотрено требование к повышению индивидуальным предпринимателем, работниками индивидуального предпринимателя, юридического лица квалификации не реже чем один раз в 5 лет. Установление более длительного срока будет являться нарушением части 10 статьи 555 Градостроительного кодекса, запрещающей саморегулируемым организациям устанавливать требования к выдаче свидетельств о допуске ниже минимально необходимых требований.
В то же время Градостроительный кодекс не содержит ограничений в отношении возможности сокращения срока, в течение которого работники должны пройти повышение квалификации хотя бы один раз.
-
Может ли индивидуальный предприниматель получить свидетельство о допуске к работам по организации строительства в случае, когда не он сам, а его заместитель удовлетворяет квалификационным требованиям, установленным Градостроительным кодексом?
Частью 82 статьи 555 Градостроительного кодекса регламентированы минимально необходимые требования к выдаче свидетельств о допуске к работам по организации строительства, которые являются более жесткими в сравнении с требованиями к выдаче свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. В частности, помимо прочих, пунктом 1 части 82 указанной статьи установлены требования к наличию высшего образования соответствующего профиля и стажа работы по специальности не менее семи лет в отношении индивидуального предпринимателя и руководителя юридического лица или его заместителя. Сформулированная таким образом норма закона позволяет однозначно утверждать, что перечисленные выше требования предъявляются именно к индивидуальному предпринимателю, и не могут распространяться на его работников. Таким образом, требования к выдаче свидетельства о допуске к работам по организации строительства не могут считаться выполненными в случае отсутствия у индивидуального предпринимателя высшего образования соответствующего профиля и установленного стажа работы по специальности.
Письмо Национального объединения строителей от 25 апреля 2011 г. № 02-529/11 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2011. № 4. С. 344.
-
Вправе ли саморегулируемая организация принимать документы о повышении квалификации, выданные образовательным учреждением, имеющим лицензию, но не имеющим государственной аккредитации?
В силу положений Закона «Об образовании», регламентирующего основы государственной политики в области образования, образовательное учреждение имеет право выдавать обучающимся, прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующем образовании и (или) квалификации с момента получения лицензии на право ведения образовательной деятельности. Вместе с тем, Закон «Об образовании» не содержит положений, свидетельствующих об обязательности прохождения процедуры государственной аккредитации для всех без исключения типов и видов образовательных учреждений. Следует иметь в виду, что целями государственной аккредитации образовательного учреждения в соответствии со статьей 332 Закона «Об образовании» являются подтверждение соответствия качества образования по образовательным программам, реализуемым образовательным учреждением, федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям и, если иное не предусмотрено статьей 12 указанного Закона, установление его государственного статуса. Кроме того, свидетельство о государственной аккредитации подтверждает право образовательного учреждения или научной организации на выдачу в установленном порядке документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации по аккредитованным образовательным программам.
Таким образом, отсутствие у образовательного учреждения государственной аккредитации не препятствует возможности осуществления таким образовательным учреждением деятельности по оказанию образовательных услуг. При этом следует иметь в виду, что образовательные учреждения, не имеющие государственной аккредитации, лицам, прошедшим итоговую аттестацию, выдают документ о повышении квалификации в соответствии с образовательными программами, указанными в приложении к лицензии. Форма документа определяется самим образовательным учреждением. Соответствующее разъяснение содержится в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 августа 2005 г. № АС-952/03.
Таким образом, саморегулируемая организация вправе принимать документы о повышении квалификации, выданные образовательным учреждением, не имеющим государственной аккредитации.
Письмо Национального объединения строителей от 25 июля 2011 г. № 02-1012/11 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2011. № 7. С. 252-253.
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 августа 2005 г. № АС-952/03 // Там же. С. 254-256.
-
Могут ли в целях получения свидетельства о допуске специалисты, заявленные для выполнения работ по строительному контролю (группа 32), быть заявлены для выполнения иных видов работ (группы 1-31, 33)?
Статьей 52 Градостроительного кодекса, постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. № 468 установлены требования к порядку проведения строительного контроля, перечень обязательных мероприятий, проводимых при строительном контроле. Совмещение функций ответственного производителя работ и ответственного представителя строительного контроля застройщика (заказчика), в соответствии с пунктом 5.2 «СП 48.13330.2011. Свод правил. Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004» одним подразделением или должностным лицом этой организации недопустимо.
Кроме того, пунктом 3 приложения 4 постановления Правительства Российской Федерации от 24.03.2011 № 207 закреплено требование о том, что работники, осуществляющие строительный контроль, не могут быть привлечены для выполнения видов работ, не являющихся работами по осуществлению строительного контроля на объектах капитального строительства, на которых указанные работники выполняют контрольные функции.
В целях реализации указанных правовых норм в Унифицированных требованиях к выдаче Свидетельств о допуске к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства», утвержденных решением Совета Национального объединения строителей от 4 июля 2011г. (протокол № 19), установлено требование о том, что работники, осуществляющие строительный контроль, не могут быть заявлены в качестве работников, обеспечивающих выполнение иных видов работ, кроме работ, содержащихся в группе видов работ № 32 Приказа (пункты 4.2.1.3 и 5.2.2.3 раздела 5 Требований).
Таким образом, специалисты, заявленные на выполнение работ по строительному контролю, относящиеся к группе видов работ № 32, не могут быть заявлены для выполнения иных видов работ.
Письмо Национального объединения строителей от 8 августа 2011 г. № 02-1111/11 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2011. № 7. С. 218-219.
-
Вправе ли саморегулируемая организация выдать свидетельство о допуске к работам на особо опасных и технически сложных объектах капитального строительства в случае, если заявленные специалисты сотрудники оформлены на работу на условиях внешнего совместител
При получении свидетельства о допуске к работам на особо опасных и технически сложных объектах капитального строительства юридическое лицо и индивидуальный предприниматель должны соответствовать требованиям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2011 г. № 207.
В указанном постановлении при установлении требований к кадровому составу заявителя используется различная терминология: «в штате» и «в штате по основному месту работы». В действующем законодательстве отсутствует определение указанных терминов. Вместе с тем, нормами главы 44 Трудового кодекса определяются понятие «совместительство» и общие положения о трудовой деятельности по совместительству. Так, согласно положениям статьи 282 Трудового кодекса, совместительством является выполнение работником (совместителем) другой регулярно оплачиваемой работы на условиях трудового договора, осуществляемой в свободное от основной работы время. Из смысла данной формулировки следует, что первой регулярно оплачиваемой работой является основное место работы, где, в соответствии с положениями Трудового кодекса, работник исполняет трудовые обязанности, обусловленные трудовым договором, и где ведется и хранится его трудовая книжка. Необходимо отметить, что совместительство определяется через критерии регулярности выполнения трудовой деятельности на основе трудового договора, из чего следует, что работник - внешний совместитель, отвечающий данным и другим условиям, указанным в статье 282 Трудового кодекса, находится в штате организации. В соответствии с постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» нахождение внешнего совместителя в штате фиксируется в штатном расписании организации. Кроме того, работа по совместительству (в т.ч. внешнему), не допускается в случаях, установленных Трудовым кодексом (статьями 282 и 329) и иными федеральными законами (например, частью 3 статьи 69 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»).
Таким образом, формулировка Постановления Правительства Российской Федерации от 24 марта 2011 г. № 207 «в штате» определяет возможность нахождения внешних совместителей в штате заявителя на получение свидетельства о допуске. В свою очередь, формулировка указанного постановления «в штате по основному месту работы» такой возможности не допускает.
В соответствии с частями 9 и 10 статьи 555 Градостроительного кодекса саморегулируемая организация устанавливает требования к выдаче свидетельств о допуске не ниже минимально необходимых требований, установленных законодательством. В этой связи, для обеспечения целей саморегулирования, предусмотренных частью 1 статьи 551 Градостроительного кодекса, а также в целях исключения допуска к работам на особо опасных и технически сложных объектах капитального строительства организаций, состоящих из «мертвых душ», в пункте 4.3 Раздела 4 Унифицированных требований к выдаче свидетельств о допуске к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденных Советом Национального объединения строителей (Протокол от 4 июля 2011 г. № 19) и рекомендуемых для применения саморегулируемыми организациями, предусмотрено требование о нахождении минимально необходимого кадрового состава заявителя в штате по основному месту работы.
Таким образом, в контексте постановления Правительства Российской Федерации от 24 марта 2011 г. № 207, устанавливающего минимально необходимые требования, в том числе к кадровому составу, представляется недопустимым наличие внешних совместителей в кадровом составе заявителей при получении свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность особо опасных и технически сложных объектов капитального строительства. Соответственно, работники, находящиеся в кадровом составе заявителя сверх предусмотренного указанным постановлением обязательного минимума, могут находиться в штате заявителя на условиях внешнего совместительства.
Письмо Национального объединения строителей от 19 сентября 2011 г. № 02-1354/11 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2011. № 8. С. 339-341.
-
Необходимо ли повышение квалификации работникам, если момента получения ими высшего или среднего профессионального образования прошло менее 5 лет? Необходимо ли повышение квалификации лицам, имеющим ученую степень?
В соответствии с положениями пункта 4 статьи 27 Закона «Об образовании» указанная в документах о среднем или высшем профессиональном образовании квалификация, а также указанная в документах об ученых степенях ученая степень дают право их обладателям заниматься профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном порядке определены обязательные квалификационные требования.
Частями 8 и 82 статьи 555 Градостроительного кодекса устанавливается требование о повышении работниками индивидуального предпринимателя, юридического лица или индивидуальным предпринимателем не реже чем один раз в пять лет квалификации с проведением аттестации. Указанное требование о необходимости повышения квалификации не устанавливает каких-либо исключений для работников индивидуального предпринимателя, юридического лица или индивидуального предпринимателя в зависимости от уровня их профессионального образования.
В соответствии с положениями пункта 7 постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 610 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов» целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач, что соответствует основным целям саморегулируемых организаций, указанным в части 1 статьи 551 Градостроительного кодекса.
Таким образом, повышение квалификации необходимо всем работникам, заявленным членом саморегулируемой организации в целях получения свидетельства о допуске, независимо от уровня их профессионального образования, если с момента получения такого образования прошло пять лет и более.
Письмо Национального объединения строителей от 28 октября 2011 г. № 02-1540/11.
-
С какой периодичностью проводятся проверки деятельности членов саморегулируемой организации?
Периодичность проведения плановых проверок деятельности члена саморегулируемой организации зависит от предмета проверки.
В соответствии с частью 2 статьи 5513 Градостроительного кодекса плановые проверки соблюдения членом саморегулируемой организации требований к выдаче свидетельств о допуске проводятся не реже чем один раз в год. При этом первая плановая проверка должна быть проведена в переделах годичного срока со дня приема юридического лица или индивидуального предпринимателя в члены саморегулируемой организации.
Плановые проверки, предметом которых является соблюдение требований стандартов саморегулируемой организации, правил саморегулирования, а также технических регламентов, должны проводиться не реже одного раза в 3 года и не чаще одного раза в год (часть 3 статьи 9 Федерального закона «О саморегулируемых организациях»).
-
Вправе ли саморегулируемая организация проводить проверку соблюдения своими членами технических регламентов, стандартов саморегулируемой организации при проведении ими текущего ремонта объектов капитального строительства?
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса членство в саморегулируемой организации и свидетельство о допуске к работам необходимо индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу только в случае, если они выполняют работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, и только те работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Виды работ, выполняемые в рамках производства текущего ремонта, не относятся к таким видам работ. Правила выполнения работ по текущему ремонту, требования к результатам указанных работ, системе контроля за выполнением работ по текущему ремонту не могут устанавливаться в стандартах саморегулируемой организации.
Таким образом, саморегулируемая организация не вправе проводить проверку выполнения индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом работ по текущему ремонту.
-
Обязательно ли формирование специализированного органа по контролю за деятельностью членов саморегулируемой организации?
В соответствии с частью 4 статьи 4 Градостроительного кодекса к отношениям, связанным с установлением порядка осуществления саморегулируемой организацией контроля за деятельностью своих членов, применяется гражданское законодательство, в том числе Федеральный закон «О саморегулируемых организациях», если данные отношения не урегулированы Градостроительным кодексом.
Отношения в области контроля за деятельностью членов саморегулируемой организации урегулированы статьей 5513 Градостроительного кодекса. Таким образом, нормы статьи 19 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» в части обязательного создания специализированного органа, осуществляющего контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации требований стандартов и правил саморегулирования, не распространяются на саморегулируемые организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства.
Согласно статье 5513 Градостроительного кодекса саморегулируемая организация осуществляет контроль за деятельностью своих членов в порядке, установленном правилами контроля в области саморегулирования, которые саморегулируемая организация должна разработать и утвердить в соответствии с частью 1 статьи 555 Градостроительного кодекса. При этом Градостроительный кодекс не содержит норм, определяющих лиц, правомочных проводить контроль за деятельностью членов саморегулируемой организации.
Таким образом, постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегулируемой организацией вправе формировать специализированный орган по контролю из числа лиц, не являющихся представителями членов саморегулируемой организации, в частности из числа лиц, действующих на основании трудового договора с саморегулируемой организацией или на основании гражданско-правового договора, если это установлено правилами контроля в области саморегулирования.
Саморегулируемая организация также вправе осуществлять контроль за своими членами без создания специализированного органа с привлечением лиц, состоящих в трудовых отношениях с саморегулируемой организацией, если это предусмотрено правилами контроля в области саморегулирования.
Письмо Национального объединения строителей от 3 июня 2010 г. № 202 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2010. № 3. С. 260-261.
-
Вправе ли саморегулируемая организация в рамках осуществления контроля за деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований технических регламентов осуществлять такой контроль в отношении видов работ, обозначенных в Перечне видов работ астериск
В соответствии с частью 1 статьи 5513 Градостроительного кодекса саморегулируемая организация вправе осуществлять контроль за деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований технических регламентов в процессе осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в порядке, установленном правилами контроля саморегулируемой организации.
Если в правилах контроля саморегулируемой организации предусмотрено осуществление контроля за соблюдением членами саморегулируемых организаций требований технических регламентов, то такой контроль может осуществляться в отношении всех видов работ, решение вопросов по выдаче свидетельства о допуске к которым отнесено общим собранием членов к сфере деятельности саморегулируемой организации.
Однако по результатам проверки соблюдения членами саморегулируемых организаций требований технического регламента по отношению к видам работ, обозначенных астериском «*» при их выполнении на объектах, не относящихся к особо опасным, технически сложным и уникальным, саморегулируемая организация не вправе применять к своим членам, нарушающим технический регламент, такие меры дисциплинарного воздействия, как приостановление свидетельства о допуске, прекращение действия свидетельства о допуске. В силу положений статьи 5515 Градостроительного кодекса указанные меры дисциплинарного воздействия могут применяться только в отношении видов работ, которые указаны в свидетельстве о допуске.
Письмо Национального объединения строителей от 27 декабря 2010 г. № 02-1142/10 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2011. № 1. С. 313-316.
-
Может ли саморегулируемая организация осуществлять контроль соблюдения требований, направленных на сохранение жизни и здоровья работников членов саморегулируемой организации в процессе трудовой деятельности?
Статья 5513 Градостроительного кодекса определяет исчерпывающий перечень требований, которые подлежат или могут подлежать контролю со стороны саморегулируемой организации. В соответствии с частью 1 статьи 5513 Градостроительного кодекса саморегулируемая организация осуществляет контроль за деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований к выдаче свидетельств о допуске, требований стандартов саморегулируемых организаций, требований правил саморегулирования.
Саморегулируемая организация также вправе осуществлять контроль за деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований технических регламентов в процессе осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. При этом вопросы установления и применения на обязательной основе требований, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, входят в сферу технического регулирования.
Таким образом, саморегулируемая организация вправе осуществлять контроль соблюдения требований, направленных на сохранение жизни и здоровья работников своих членов в процессе трудовой деятельности, в случаях, когда данные требования содержатся в указанных выше документах.
Письмо Национального объединения строителей от 4 марта 2011 г. № 02.275/11 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2011. № 2. С. 264-272.
-
По каким основаниям и в каком порядке может быть применена мера дисциплинарного воздействия в виде исключения из членов саморегулируемой организации?
Основания исключения из членов саморегулируемой организации закреплены в части 2 статьи 557 Градостроительного кодекса:
1) несоблюдение членом саморегулируемой организации требований технических регламентов, повлекшее за собой причинение вреда;
2) неоднократное в течение одного года или грубое нарушение членом саморегулируемой организации требований к выдаче свидетельств о допуске, требований технических регламентов, правил контроля в области саморегулирования, требований стандартов саморегулируемых организаций и (или) требований правил саморегулирования;
3) неоднократная неуплата в течение одного года или несвоевременная уплата в течение одного года членских взносов;
4) невнесение взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации в установленный срок;
5) отсутствие у индивидуального предпринимателя или юридического лица свидетельства о допуске хотя бы к одному виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Указанный перечень оснований исключения из членов саморегулируемой организации является закрытым, саморегулируемая организация не вправе устанавливать дополнительных оснований для исключения из членов саморегулируемой организации.
По общему правилу применение меры дисциплинарного воздействия в виде исключения из членов саморегулируемой организации относится к компетенции общего собрания членов саморегулируемой организации. Постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегулируемой организации вправе принять решение об исключении из членов саморегулируемой организации только по одному основанию – в случае отсутствия у индивидуального предпринимателя или юридического лица свидетельства о допуске хотя бы к одному виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Исключение из членов саморегулируемой организации влечет за собой в соответствии с пунктом 6 части 15 статьи 558 Градостроительного кодекса прекращение действия свидетельства о допуске к работам.