Вопросы-ответы
-
Действия СРО при изменении ее членом адреса места нахождения на другой регион РФ
Вопрос:
Строительной саморегулируемой организации после 01.07.2017 г. стало известно из сведений Единого государственного реестра юридических лиц, что ее член несколько дней назад изменил адрес места нахождения другой регион. Какие правовые последствия для такого юридического лица?
Что должна сделать саморегулируемая организация и в каком порядке?
Ответ:
Частью 6 статьи 55.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации членство (далее – Кодекс) определено, что установленные частями 1 - 4 данной статьи требования и предъявляемые к саморегулируемым организациям являются обязательными как на момент внесения сведений о такой саморегулируемой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций, так и в течение всего срока ее деятельности.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 55.4 Кодекса одним из требований к саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, является объединение в ее составе в качестве членов не менее чем ста индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, осуществляющих строительство на основании договора строительного подряда, индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, являющихся застройщиками, самостоятельно осуществляющими строительство, зарегистрированных в установленном законом порядке на территории субъекта Российской Федерации, в котором зарегистрирована такая саморегулируемая организация, и индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, осуществляющих строительство и указанных в пунктах 1 и 2 части 3 статьи 55.6 Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 3.3 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» с 1 октября 2017 года орган надзора за саморегулируемыми организациями принимает решение об исключении саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций в том числе в случае, если членами саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, являются индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица, не зарегистрированные в том же субъекте Российской Федерации, в котором зарегистрирована такая саморегулируемая организация, за исключением иностранных юридических лиц, а также случая, если на территории субъекта Российской Федерации отсутствует зарегистрированная в установленном законом порядке саморегулируемая организация, соответствующая требованиям, предусмотренным частью 3 статьи 55.4 Кодекса.
На основании изложенного, член саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, не соответствующий требованиям пункта 1 части 3 статьи 55.4 Кодекса, исключается такой саморегулируемой организацией. Порядок исключения членов саморегулируемой организацией устанавливается внутренними документами саморегулируемой организацией.
Из письма Минстрой
Источник.
-
Всем ли ГУПам и МУПам требуется членство в СРО?
Вопрос:
Требуется ли государственным или муниципальным унитарным предприятиям, в том числе государственным или муниципальным казенным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям членство в саморегулируемой организации в области строительства для участия в конкурентных способах заключения договоров строительного подряда?
Ответ:
В соответствии пунктом 1 части 2.2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации членство в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется государственным и муниципальным унитарным предприятиям, в том числе государственным и муниципальным казенным предприятиям, государственным и муниципальным учреждениям в случае заключения ими договоров строительного подряда с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующей области, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в ведении которых находятся такие предприятия, учреждения, или в случае выполнения такими предприятиями, учреждениями функций технического заказчика от имени указанных федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
В иных случаях для заключения договоров строительного подряда членство в саморегулируемой организации соответствующего вида для государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе государственных и муниципальных казенных предприятий, государственных и муниципальных учреждений является обязательным.
Из письма Минстрой
Источник.
-
Кто несет ответственность за вред, причиненный членами исключенной СРО, пока средства компенсационного фонда находятся в НОСТРОЙ?
Вопрос:
Строительная СРО, исключенная Ростехнадзором из государственного реестра СРО, перечислила средства компенсационного фонда в НОСТРОЙ.
Кто несет ответственность за вред, причиненный членами исключенной СРО, пока средства компенсационного фонда находятся в НОСТРОЙ?
К кому в данной ситуации смогут обращать пострадавшие?
Ответ:
В соответствии с частью 1 статьи 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации членство (далее – Кодекс) в случае причинения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, нарушения требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения собственник такого здания, сооружения (за исключением случая, предусмотренного частью 2 данной статьи), если не докажет, что указанные разрушение, повреждение, нарушение возникли вследствие умысла потерпевшего, действий третьих лиц или чрезвычайного и непредотвратимого при данных условиях обстоятельства (непреодолимой силы), возмещает вред в соответствии с гражданским законодательством и выплачивает компенсацию сверх возмещения вреда:
1) родственникам потерпевшего (родителям, детям, усыновителям, усыновленным), супругу в случае смерти потерпевшего - в сумме три миллиона рублей;
2) потерпевшему в случае причинения тяжкого вреда его здоровью - в сумме два миллиона рублей;
3) потерпевшему в случае причинения средней тяжести вреда его здоровью - в сумме один миллион рублей.
В случае причинения вреда вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, нарушения требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения в период действия концессионного соглашения, соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, предметом которых являются строительство или реконструкция и эксплуатация (использование) такого здания, сооружения, возмещение вреда и выплата компенсации сверх возмещения вреда, предусмотренной частью 1 данной статьи, осуществляются концессионером, частным партнером, если иное не предусмотрено концессионным соглашением, соглашением о государственно-частном партнерстве, соглашением о муниципально-частном партнерстве или если они не докажут, что указанные разрушение, повреждение, нарушение возникли вследствие умысла потерпевшего, действий третьих лиц или непреодолимой силы (часть 2 статьи 60 Кодекса).
В соответствии с частью 3 ст. 60 Кодекса в случае причинения вреда вследствие разрушения, повреждения объекта незавершенного строительства, нарушения требований безопасности при строительстве такого объекта возмещение вреда и выплата компенсации сверх возмещения вреда, предусмотренной частью 1 данной статьи, осуществляются застройщиком или техническим заказчиком, если соответствующим договором предусмотрена обязанность технического заказчика возместить причиненный вред либо если застройщик или технический заказчик не докажет, что указанные разрушение, повреждение, нарушение возникли вследствие умысла потерпевшего, действий третьих лиц или непреодолимой силы.
Согласно части 11 статьи 60 Кодекса возмещение вреда, причиненного вследствие разрушения или повреждения многоквартирного дома, его части, нарушения требований к обеспечению безопасной эксплуатации многоквартирного дома, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством. В случае, если указанный вред причинен вследствие недостатков работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, солидарно с техническим заказчиком, лицом, выполнившим работы по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, вследствие недостатков которых причинен вред, ответственность в случае исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций несут соответствующее Национальное объединение саморегулируемых организаций в пределах средств компенсационного фонда возмещения вреда указанной саморегулируемой организации, зачисленных на счет такого Национального объединения, либо саморегулируемая организация, членом которой стали технический заказчик и (или) лицо, выполнившее работы по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, вследствие недостатков которых причинен вред, в случае, если такое Национальное объединение саморегулируемых организаций перечислило в порядке, предусмотренном частью 16 статьи 55.16 Кодекса, средства компенсационного фонда возмещения вреда на счет указанной саморегулируемой организации.
Из письма Минстрой
Источник.
-
Соотношение между уровнем ответственности по КФ ВВ и уровнем ответственности по КФ ОДО СРО законодательством Российской Федерации не установлено.
Вопрос:
Может ли быть у члена строительной саморегулируемой организации уровень ответственности по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств ниже уровня ответственности по компенсационному фонду возмещения вреда?
Ответ:
Частями 12 и 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, установлены минимальные размеры взносов в компенсационный фонд возмещения вреда и компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств такой саморегулируемой организации.
При этом уровень ответственности по компенсационному фонду возмещения вреда саморегулируемой организации определяется исходя из максимальной стоимости договора строительного подряда, который планирует выполнить индивидуальный передприниматель, юридическое лицо, а уровень ответственности по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации – исходя из предельного размера обязательств по всем действующим договорам строительного подряда, заключенным индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом с использованием конкурентных способов заключения договоров.
Какое-либо соотношение между уровнем ответственности по компенсационному фонду возмещения вреда и уровнем ответственности по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации законодательством Российской Федерации не установлено.
Из письма Минстрой
Источник.
-
Член СРО, добровольно прекративший членство, в течение года не может быть вновь принят в члены аналогичной СРО
Вопрос:
После 01.07.2017 юридическое лицо добровольно прекратило членство в саморегулируемой организации в связи с изменением адреса места нахождения на другой регион. Вправе ли оно вступить сразу же в другую саморегулируемую организацию из соседнего региона?
Ответ:
В соответствии с частью 6 статьи 55.7 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) в случае прекращения индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом членства в саморегулируемой организации такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо в течение года не могут быть вновь приняты в члены аналогичной саморегулируемой организации. При этом лицу, прекратившему членство в саморегулируемой организации, в соответствии с частью 5 статьи 55.7 Кодекса, уплаченные вступительный взнос, членские взносы и взносы в компенсационный фонд саморегулируемой организации не возвращаются.
Из письма Минстрой
Источник.
-
О квалификационных стандартах и Перечне специальностей
Вопрос:
Статья 55.5 Градостроительного кодекса РФ дает четкое указание, что такое квалификационный стандарт, и что в нем должно содержаться:
"Квалификационные стандарты саморегулируемой организации являются внутренними документами саморегулируемой организации и определяют характеристики квалификации (требуемые уровень знаний и умений, уровень самостоятельности при выполнении трудовой функции,) дифференцированные в зависимости от направления деятельности, необходимой работникам для осуществления трудовых функций по выполнению инженерных изысканий, подготовке проектной документации, осуществлению строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Уровень знаний, уровень умений и уровень самостоятельности нам однозначно и четко дают профессиональные стандарты.
Никаких иных характеристик квалификации (кроме прямо названных в Градостроительном кодексе РФ, исчерпывающий перечень) стандарт содержать не обязан.
Законны ли требования Ростехнадзора о включении в тексты квалификационных стандартов перечни направлений подготовки, специальностей (Приказ Минстроя РФ № 688/пр)?
Ответ:
Согласно частей 4 и 5 статья 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) саморегулируемая организация в области инженерных изысканий, в области архитектурно-строительного проектирования, в области строительства (далее – саморегулируемая организация) обязана утвердить свои квалификационные стандарты.
Такие стандарты определяют характеристики квалификации (требуемые уровень знаний и умений, уровень самостоятельности при выполнении трудовой функции, дифференцированные в зависимости от направления деятельности), необходимой работникам для осуществления трудовых функций по выполнению инженерных изысканий, подготовке проектной документации, осуществлению строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Приказом Минстроя России от 6 апреля 2017 г. № 688/пр утвержден единый перечень направлений подготовки, специальностей в области строительства, получение высшего образования по которым необходимо для специалистов по организации инженерных изысканий, специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования, специалистов по организации строительства (далее – Перечень).
Вместе с тем Перечень включает в себя отдельные направления подготовки, специальности, область профессиональной деятельности по которым не предусматривает выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, работ по подготовке проектной документации или работ по инженерным изысканиям.
С учетом изложенного, по мнению Правового департамента Минстрой России, в квалифицированных стандартах саморегулируемых организаций должны быть указаны направления подготовки, специальности Перечня в зависимости от вида саморегулируемой организации.
Из письма Минстрой
Источник.
-
Необходимо ли юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю быть членом саморегулируемой организации для осуществления строительного контроля
Ответ:
В соответствии с пункту 22 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) технический заказчик - юридическое лицо, которое уполномочено застройщиком и от имени застройщика заключает договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, подготавливает задания на выполнение указанных видов работ, предоставляет лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждает проектную документацию, подписывает документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности (далее также - функции технического заказчика). Функции технического заказчика могут выполняться только членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 статьи 47, частью 4.1 статьи 48, частью 2.2 статьи 52 Кодекса.
Согласно части 2 статьи 53 Кодекса строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицо, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.
Из совокупности указанных норм следует, что лицо, выполняющее функции технического заказчика, в том числе проведение строительного контроля, с 1 июля 2017 года должно быть членом саморегулируемых организаций соответствующих видов либо саморегулируемой организации, к сере деятельности которой относится часть таких функций. При выполнении только функций строительного контроля такому лицу требуется членство в саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Кодекса застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее проверку проектной документации, для проверки соответствия выполненных работ проектной документации.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» авторский надзор - контроль лица, осуществившего подготовку проектной документации, за соблюдением в процессе строительства требований проектной документации. Согласно статьи 41 указанного Федерального закона авторский надзор отнесен к формам добровольной оценки соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).
С учетом изложенного, авторский надзор не является обязательной функцией застройщика или технического заказчика, а, значит, для его ведения членство в соответствующей саморегулируемой организации не требуется.
Из письма Минстрой
Источник.
-
Минстрой России выразил позицию по вопросу о порядке определения размеров взносов в компенсационный фонд застройщика и технического заказчика
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по запросу СРО «Астраханские строители» направило письмо с позицией по вопросу о порядке определения размеров взносов в компенсационный фонд застройщика и технического заказчика.
По мнению Минстроя России, уровень ответственности застройщика, планирующего в соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона № 372-ФЗ) самостоятельно осуществлять строительство, реконструкцию или капитальный ремонт объекта капитального строительства, должен определяться исходя из стоимости планируемого к реализации строительства, реконструкции или капитального ремонта объекта капитального строительства. Уровень ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выполняющих функции технического заказчика, согласно позиции министерства, должен определяться исходя из размера обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, на подготовку проектной документации или по договорам строительного подряда, планируемых к заключению такими лицами от имени застройщика. -
Возможна ли реорганизация саморегулируемой организации путем разделения или выделения?
В соответствии с частью 4 статьи 4 Градостроительного кодекса в случае, если отношения, связанные с приобретением, прекращением статуса саморегулируемых организаций, определением их правового положения, осуществлением ими деятельности, не урегулированы Градостроительным кодексом, применяются гражданское законодательство, в том числе Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 21 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» ликвидация или реорганизация некоммерческой организации является основанием для исключения сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций.
Согласно части 6 статьи 3 указанного Федерального закона некоммерческая организация утрачивает статус саморегулируемой организации с даты исключения сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций.
Таким образом, осуществление процедуры реорганизации саморегулируемой организации возможно только с потерей ею статуса саморегулируемой организации.
Письмо Национального объединения строителей от 4 февраля 2011 г. № 02-157/11 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2011. № 2. С.294.
-
Каковы основания и последствия утраты статуса саморегулируемой организации?
Утрата некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации выражается в исключении органом надзора за саморегулируемыми организациями (Ростехнадзором) сведений о ней из государственного реестра саморегулируемых организаций.
Исключение сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций возможно только по заявлению самой саморегулируемой организации либо по решению арбитражного суда, принятому на основании обращения Ростехнадзора.
В соответствии с частью 7 статьи 5519 Градостроительного кодекса Ростехнадзор вправе обратиться в арбитражный суд в следующих случаях:
-
неисполнение саморегулируемой организацией требований, необходимых для приобретения статуса саморегулируемой организации, в том числе:
-
- наличие в саморегулируемой организации менее 100 не аффилированных между собой индивидуальных предпринимателей и юридических лиц;
-
- недостаточный размер компенсационного фонда саморегулируемой организации (размер компенсационного фонда меньше чем 300 тысяч рублей на одного члена саморегулируемой организации);
-
- отсутствие утвержденных обязательных документов саморегулируемой организации: требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, правил применения мер дисциплинарного воздействия;
-
-
неисполнение саморегулируемой организацией требований, предъявляемых к компенсационному фонду, в том числе:
-
- внесение членом саморегулируемой организации взноса в компенсационный фонд в размере, меньшем, чем установленный Градостроительным кодексом минимальный размер взноса;
-
- расходование средств компенсационного фонда на цели, не предусмотренные Градостроительным кодексом;
-
- размещение средств компенсационного фонда в формах, не предусмотренных Градостроительным кодексом;
-
-
нарушение в течение года более двух раз иных требований Федерального закона «О саморегулируемых организациях», требований других федеральных законов в отношении саморегулируемой организации, если эти нарушения не устранены или носят неустранимый характер.
В случае исключения сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций наступают следующие последствия:
-
прекращается действие всех выданных саморегулируемых организацией свидетельств о допуске к работам (пункт 7 части 15 статьи 558 Градостроительного кодекса);
-
средства компенсационного фонда саморегулируемой организации зачисляются на счет Национального объединения строителей. В дальнейшем данные средства могут быть использованы только для осуществления выплат в связи с наступлением субсидиарной ответственности саморегулируемой организации по обязательствам членов такой организации, возникшим вследствие причинения вреда в период, когда они являлись членами данной саморегулируемой организации.
-
-
-
Возможно ли вхождение независимых членов в состав постоянно действующего коллегиального руководящего органа саморегулируемой организации?
В соответствии с частью 4 статьи 4 Градостроительного кодекса, если отношения, связанные с осуществлением саморегулируемыми организациями своей деятельности не урегулированы Градостроительным кодексом, применяется гражданское законодательство, в том числе Федеральный закон «О саморегулируемых организациях».
Перечень лиц, которые могут входить в состав постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организацией, прямо установлен частью 1 статьи 5511 Градостроительного кодекса, в соответствии с которой постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегулируемой организацией формируется только из числа индивидуальных предпринимателей – членов саморегулируемых организаций и представителей юридических лиц – членов саморегулируемой организации.
Соответственно, часть 1 статьи 17 Федерального закона «О саморегулируемых организациях», которая предусматривает возможность наличия независимых членов в составе постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации, в рассматриваемой сфере саморегулирования не применяется.
Письмо Национального объединения строителей от 2 ноября 2010 г. № 02-854/10 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2010. № 7. С.166.
-
Вправе ли саморегулируемая организация включать в штат должность руководителя постоянно действующего коллегиального органа управления и выплачивать ему вознаграждение?
В соответствии с частью 1 статьи 5511 Градостроительного кодекса постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегулируемой организацией формируется из числа индивидуальных предпринимателей – членов саморегулируемой организации и представителей юридических лиц – членов саморегулируемой организации.
Логично предположить, что члены коллегиального органа управления, являясь представителями конкретных субъектов хозяйственной деятельности, состоят в штате последних и получают от них вознаграждение. Кроме того, включение членов коллегиального органа управления в штат саморегулируемой организации означает их формальное подчинение руководителю исполнительного органа управления, что нарушает принцип разделения полномочий в саморегулируемой организации между органами управления.
В связи с этим не рекомендуется включать членов коллегиального органа управления саморегулируемой организацией в ее штат.
Письмо Национального объединения строителей от 23 июня 2010 г. № 022-230/10.
-
Учитываются ли голоса аффилированных лиц при принятии решений на общем собрании членов саморегулируемой организации?
Норма части 3 статьи 554 Градостроительного кодекса распространяется на правовые отношения, возникающие при приобретении некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации и устанавливает порядок учета аффилированных лиц только при определении количества членов саморегулируемой организации органом надзора за саморегулируемыми организациями в целях принятия решения о возможности внесения сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций.
Это обусловлено необходимостью установления законодательного ограничения на создание многочисленных саморегулируемых организаций, в состав которых будут входить преимущественно аффилированные лица.
При получении некоммерческим партнерством статуса саморегулируемой организации ее деятельность, в том числе прием в члены саморегулируемой организации, регулируется иными положениями Градостроительного кодекса, в частности статьей 556. В соответствии с указанной статьей в члены саморегулируемой организации могут быть приняты юридические лица и индивидуальные предприниматели, отвечающие требованиям к выдаче свидетельства о допуске.
При этом Градостроительный кодекс не содержит ограничений по приему в члены саморегулируемой организации аффилированных лиц. С момента принятия решения о приеме в члены саморегулируемой организации аффилированного лица, уплаты им взносов, предусмотренных Градостроительным кодексом, и получения свидетельства о допуске аффилированное лицо (орга низация или индивидуальный предприниматель) приобретает все права и обязанности члена саморегулируемой организации.
Объем прав и обязанностей аффилированного лица в качестве члена саморегулируемой организации не отличается от объема прав и обязанностей любого другого ее члена.
Учитывая вышеизложенное, при определении количества членов саморегулируемой организации для установления правомерности общего собрания членов саморегулируемой организации и принятых общим собранием членов саморегулируемой организации решений каждое юридическое лицо, индивидуальный предприниматель должны учитываться как отдельный член саморегулируемой организации, независимо от того, являются ли они аффилированными лицами или нет.
Письмо Национального объединения строителей от 2 ноября 2010 г. № 02-859/10 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2010. № 7. С. 160-161.
Письмо Комитета Государственной Думы по строительству и земельным отношениям от 25 февраля 2011 г. № 3.31-22/128 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2011. № 2. С. 251-252.
-
Для получения статуса саморегулируемой организации необходимо наличие не менее 100 не аффилированных между собой лиц. Каково содержание понятия «аффилированное лицо», применяемого в Градостроительном кодексе?
Понятие аффилированного лица, применяемого в Градостроительном кодексе, тождественно этому понятию, определенному Законом РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
В соответствии со статьей 4 указанного закона под аффилированными лицами понимаются физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Аффилированными лицами юридического лица являются:
член его совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления, член его коллегиального исполнительного органа, а также лицо, осуществляющее полномочия его единоличного исполнительного органа;
лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное юридическое лицо. Содержание понятия «группа лиц» определено в Федеральном законе от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица;
юридическое лицо, в котором данное юридическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица.
Если юридическое лицо является участником финансово-промышленной группы, к его аффилированным лицам также относятся члены советов директоров (наблюдательных советов) или иных коллегиальных органов управления, коллегиальных исполнительных органов участников финансово-промышленной группы, а также лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов участников финансово-промышленной группы.
Аффилированными лицами физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, являются:
лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное физическое лицо;
юридическое лицо, в котором данное физическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона «О защите конкуренции» группой лиц признаются:
1) хозяйственное общество (товарищество) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо имеет в силу своего участия в этом хозяйственном обществе (товариществе) либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, более чем 50 процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества);
2) хозяйственные общества (товарищества), в которых одно и то же физическое лицо или одно и то же юридическое лицо имеет в силу своего участия в них либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, более чем 50 процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале каждого из этих хозяйственных обществ (товариществ);
3) хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа этого хозяйственного общества;
4) хозяйственные общества, в которых одно и то же физическое лицо или одно и то же юридическое лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа;
5) хозяйственное общество (товарищество) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо на основании учредительных документов этого хозяйственного общества (товарищества) или заключенного с этим хозяйственным обществом (товариществом) договора вправе давать этому хозяйственному обществу (товариществу) обязательные для исполнения указания;
6) хозяйственные общества (товарищества), в которых одно и то же физическое лицо или одно и то же юридическое лицо на основании учредительных документов этих хозяйственных обществ (товариществ) или заключенных с этими хозяйственными обществами (товариществами) договоров вправе давать этим хозяйственным обществам (товариществам) обязательные для исполнения указания;
7) хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если по предложению такого физического лица или такого юридического лица назначен или избран единоличный исполнительный орган этого хозяйственного общества;
8) хозяйственные общества, единоличный исполнительный орган которых назначен или избран по предложению одного и того же физического лица или одного и того же юридического лица;
9) хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если по предложению такого физического лица или такого юридического лица избрано более чем 50 процентов количественного состава коллегиального исполнительного органа либо совета директоров (наблюдательного совета) этого хозяйственного общества;
10) хозяйственные общества, в которых более чем 50 процентов количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) избрано по предложению одного и того же физического лица или одного и того же юридического лица;
11) хозяйственные общества, в которых более чем 50 процентов количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физические лица;
12) лица, являющиеся участниками одной и той же финансово-промышленной группы;
13) физическое лицо, его супруг, родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры;
14) лица, каждое из которых по какому-либо указанному в пунктах 1−13 основанию входит в группу с одним и тем же лицом, а также другие лица, входящие с каждым из таких лиц в одну группу по какому-либо указанному в пунктах 1−13 основанию.
-
Может ли член саморегулируемой организации выдать доверенность на участие в общем собрании членов саморегулируемой организации?
Волеизъявление члена саморегулируемой организации на общем собрании членов саморегулируемой организации в силу норм Гражданского кодекса (статья 185) может осуществляться через представителя путем оформления соответствующей доверенности. При этом ни устав, ни другие документы саморегулируемой организации не могут ограничить членов саморегулируемой организации в возможности использования доверенности.
Письмо Национального объединения строителей от 27 декабря 2010 г. № 02-1134/10 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2011. № 1. С.274-275.
-
Может ли генеральный директор саморегулируемой организации голосовать на общем собрании членов саморегулируемой организации по доверенности от членов саморегулируемой организации?
В силу норм Гражданского кодекса (статья 185) волеизъявление члена саморегулируемой организации на общем собрании членов саморегулируемой организации может осуществляться через представителя путем оформления соответствующей доверенности. При этом представителем члена саморегулируемой организации может быть любое лицо, обладающее гражданской дееспособностью, независимо от его должности.
В то же время, по мнению Национального объединения строителей, практика передачи значительным количеством членов саморегулируемой организации при проведении общего собрания членов саморегулируемой организации права голоса по доверенности генеральному директору саморегулируемой организации или подотчетным ему лицам не соответствует духу саморегулирования.
Письмо Национального объединения строителей от 8 апреля 2011 г. № 02-454/11 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2011. № 4. С. 353-354.
-
Каков порядок организации и проведения тайного голосования при избрании руководителя и членов постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организацией?
Законодательством Российской Федерации не регламентирован порядок организации и проведения тайного голосования при избрании руководителя и членов постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организацией.
Вследствие этого, такой порядок может устанавливаться высшим органом управления саморегулируемой организации – общим собранием членов саморегулируемой организации самостоятельно.
Национальное объединение строителей рекомендует саморегулируемым организациям при разработке соответствующего документа, руководствоваться Регламентом Всероссийского съезда саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства (утвержден Всероссийским съездом, протокол № 1 от 10 ноября 2009 года) с изменениями и дополнениями (протокол № 3 от 30 сентября 2010 года и протокол № 4 от 28 апреля 2011 года) в части норм, предусматривающих порядок проведения тайного голосования при избрании членов Совета и Президента Национального объединения строителей.
Письмо Национального объединения строителей от 15 апреля 2011 г. № 02-472/11 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2011. № 4. С. 349.
-
Возможна ли передача полномочий общего собрания членов саморегулируемой организации по решению вопроса об исключении из членов саморегулируемой организации индивидуального предпринимателя или юридического лица за неоднократную неуплату в течение одного го
Согласно пункту 7 статьи 5510 Градостроительного кодекса принятие решения об исключении из членов саморегулируемой организации относится к исключительной компетенции общего собрания членов саморегулируемой организации.
Часть 2 статьи 557 Градостроительного кодекса содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым саморегулируемая организация принимает решение об исключении лица из числа своих членов. К числу таких оснований относится, в частности, неоднократная неуплата в течение одного года или несвоевременная уплата в течение одного года членских взносов.
Отнесение вопроса об исключении из членов саморегулируемой организации к исключительной компетенции общего собрания означает, что данный вопрос не может быть передан на рассмотрение другим органам управления саморегулируемой организации. Частью 3 статьи 557 Градостроительного кодекса установлен единственный случай, при котором решение об исключении из членов саморегулируемой организации может быть принято постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации - при отсутствии у индивидуального предпринимателя или юридического лица свидетельства о допуске хотя бы к одному виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Письмо Национального объединения строителей от 25 апреля 2011 г. № 02-534/11 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2011. № 4. С. 338-339.
-
Может ли член постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организацией являться одновременно членом специализированного органа саморегулируемой организации?
В Градостроительном кодексе отсутствуют положения, регламентирующие порядок формирования и состав членов специализированных органов саморегулируемой организации. В случае если Градостроительным кодексом не урегулированы отношения, связанные с деятельностью саморегулируемых организаций, применяются нормы, в том числе, Федерального закона «О саморегулируемых организациях».
В частности, согласно пункту 2 части 7 статьи 18 вышеназванного закона к компетенции постоянно действующего коллегиального органа саморегулируемой организации отнесено создание специализированных органов саморегулируемой организации, утверждение положений о них и правил осуществления ими деятельности.
Статьей 19 вышеназванного закона установлено, что каждый созданный постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации специализированный орган действует на основании соответствующего положения. При этом вышеназванного закон не содержит норм, позволяющих конкретизировать состав специализированных органов саморегулируемых организаций.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что член постоянно действующего коллегиального органа имеет право быть одновременно членом специализированного органа (дисциплинарного или контрольного органов) в случае отсутствия в положениях о соответствующих специализированных органах нормы, препятствующей нахождению члена постоянно действующего коллегиального органа в таких органах.
Письмо Национального объединения строителей от 24 июня 2011 г. № 02-784/11 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2011. № 5. С. 375-376.
-
К компетенции какого органа саморегулируемой организации относится назначение лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа, и досрочное освобождение его от должности? Каким документом регламентируется процедура назначения лица, осущес
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О некоммерческих организациях» структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организации, порядок принятия ими решений устанавливается учредительными документами некоммерческой организации. Согласно положениям пункта 1 статьи 14 вышеназванного закона учредительным документом некоммерческого партнерства является устав, утвержденный его учредителями (участниками).
В соответствии с положениями пункта 3 части 3 и части 31 статьи 16 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» назначение на должность лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа саморегулируемой организации, досрочное освобождение такого лица от должности, относится к компетенции общего собрания членов саморегулируемой организации, если уставом некоммерческой организации рассмотрение этого вопроса не отнесено к компетенции иного органа управления саморегулируемой организации.
Таким образом, процедура назначения исполнительного органа саморегулируемой организации, включая определение органа управления саморегулируемой организации, к компетенции которого относится рассмотрение данного вопроса, должна регламентироваться уставом, утвержденным общим собранием членов саморегулируемой организации. При этом если уставом саморегулируемой организации рассмотрение вопроса о назначении исполнительного органа саморегулируемой организации отнесено к компетенции иных органов управления саморегулируемой организации, в частности постоянно действующего коллегиального органа управления, процедура назначения исполнительного органа может быть установлена иными внутренними документами саморегулируемой организации.
Письмо Национального объединения строителей от 5 октября 2011 г. №02-1405/11.