Вопросы-ответы
-
Как получить аккредитацию в качестве центра по тестированию?
В соответствии с Положением о Единой системе аттестации руководителей и специалистов строительного комплекса в качестве центра по тестированию может быть аккредитовано любое юридическое лицо, предоставившее в Национальное объединение строителей заявление на аккредитацию с приложением рекомендации саморегулируемой организации, применяющей Положение о Единой системе аттестации. Аккредитация центров по тестированию осуществляется бесплатно.
Решение об аккредитации юридического лица в качестве центра по тестированию принимается Комитетом по профессиональному образованию Национального объединения строителей. Лицу, аккредитованному в качестве центра по тестированию, выдается свидетельство об аккредитации. В случае отказа в аккредитации такой отказ может быть обжалован в Совет Национального объединения строителей.
Аккредитация центров по тестированию может осуществляться по всем или по отдельным тестам.
Комитетом по профессиональному образованию могут быть установлены квотирование количества центров по тестированию в конкретных регионах или городах, а также критерии аккредитации центров по тестированию при большем количестве заявлений на аккредитацию, чем размер соответствующей квоты.
Положение о Единой системе аттестации руководителей и специалистов строительного комплекса (утв. Советом Национального объединения строителей, протокол от 20 апреля 2011 года № 18).
-
Может ли центром по тестированию быть саморегулируемая организация?
В Положении о Единой системе аттестации руководителей и специалистов строительного комплекса не содержится запрета в отношении совмещения функций саморегулируемой организации и центра по тестированию. В качестве центра по тестированию может быть аккредитовано любое юридическое лицо.
Однако осуществление таких непрофильных функций саморегулируемой организацией будет сопряжено с рядом сложностей.
Во-первых, в соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» саморегулируемая организация не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность. Таким образом, осуществление саморегулируемой организацией аттестации возможно только на бесплатной основе. Расходы на проведение аттестации саморегулируемая организация должна будет покрывать за счет своей сметы.
Во-вторых, в соответствии с Положением о Единой системе аттестации руководителей и специалистов строительного комплекса центр по тестированию не вправе отказывать в проведении аттестации претендентам на аттестацию на основании того, что их работодатель состоит в другой саморегулируемой организации. Таким образом, саморегулируемая организация будет нести расходы по аттестации работников не только организаций ― своих членов, но и организаций ― членов других саморегулируемых организаций.
Положение о Единой системе аттестации руководителей и специалистов строительного комплекса (утв. Советом Национального объединения строителей, протокол от 20 апреля 2011 года № 18).
-
Каковы основания аннулирования аттестата? В каком порядке происходит аннулирование аттестата?
Основания для аннулирования аттестата, полученного по результатам проверки знаний, установлены Положением о Единой системе аттестации руководителей и специалистов строительного комплекса:
1) предоставление претендентом или работодателем недостоверных сведений или документов при подаче заявления о проведении аттестации;
2) предоставление в аттестационную комиссию недостоверных сведений о положительных результатах оценки уровня знаний претендента на аттестацию;
3) выполнение аттестованным лицом строительных работ с недостатками, вследствие которых причинен вред при выполнении работы или после ее завершения. В этом случае повторная аттестация данного лица возможна не ранее чем через один год после аннулирования аттестата;
4) смерть аттестованного лица;
5) волеизъявление аттестованного лица об аннулировании аттестата.
Решение об аннулировании аттестата принимается аттестационной комиссией саморегулируемой организации. При этом в случаях предоставления недостоверных сведений о претенденте, о результатах оценки уровня знаний решение принимается аттестационной комиссией, принявшей решение о выдаче аттестата, или аттестационной комиссией саморегулируемой организации, членом которой является работодатель аттестованного лица.
Решение об аннулировании аттестата по иным основаниям принимается аттестационной комиссией саморегулируемой организации, членом которой является последний работодатель аттестованного лица.
Положение о Единой системе аттестации руководителей и специалистов строительного комплекса (утв. решением Совета Национального объединения строителей от 20 апреля 2011 г., протокол № 18).
-
Как претендент на аттестацию может обжаловать результаты оценки уровня знаний?
Претендент на аттестацию, несогласный с результатами оценки уровня знаний, вправе в срок не позднее двух рабочих дней после оценки уровня знаний подать жалобу в соответствующий центр по тестированию.
В срок не более чем 5 дней после подачи жалобы центр по тестированию обязан подготовить мотивированное заключение об обоснованности или необоснованности жалобы.
В случае признания центром по тестированию жалобы обоснованной либо несогласия претендента на аттестацию с заключением о необоснованности жалобы соответствующая жалоба направляется центром по тестированию в Комиссию по рассмотрению жалоб в сфере аттестации, которая формируется Комитетом по профессиональному образованию Национального объединения строителей.
В случае признания жалобы на результаты оценки уровня знаний обоснованной Комиссия вправе принять решение о признании положительными результатов оценки уровня знаний претендента на аттестацию.
Положение о Единой системе аттестации руководителей и специалистов строительного комплекса (утв. решением Совета Национального объединения строителей от 20 апреля 2011 г., протокол № 18).
-
С какого момента саморегулируемая организация должна установить требование проведения аттестации?
С момента вступления в силу Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 240-ФЗ, т.е. со 2 августа 2010 г. все саморегулируемые организации обязаны привести требования к выдаче свидетельств о допуске в соответствие с новыми формулировками федерального закона т.е. установить требования проведения аттестации.
Для этого необходимо провести общее собрания членов саморегулируемой организации и принять новую редакцию требований к выдаче свидетельств о допуске. С момента вступления в силу данного решения требование об аттестации работников членов саморегулируемой организации является обязательным, и члены саморегулируемой организации в соответствии с частью 3 статьи 558 Градостроительного кодекса обязаны его соблюдать.
В соответствии со статьей 5513 Градостроительного кодекса саморегулируемая организация обязана осуществлять контроль соблюдения указанного требования при выдаче или внесении изменений в свидетельства о допуске, а также при проведении плановых или внеплановых проверок деятельности членов саморегулируемой организации.
Письмо Национального объединения строителей от 11 февраля 2011 г. № 02-178/11 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2011. № 2. С.286-288.
-
Обязана ли саморегулируемая организация применять Положение о Единой системе аттестации руководителей и специалистов строительного комплекса, утвержденное Национальным объединением строителей? Могут ли саморегулируемые организации использовать иные формы
В соответствии с пунктом 1.4 Положения о Единой системе аттестации руководителей и специалистов строительного комплекса, утвержденного Советом Национального объединения строителей (протокол от 20 апреля 2011 года № 18), саморегулируемые организации применяют Положение добровольно.
Такой подход корреспондируется с нормой пункта 6 части 1 статьи 6 Федерального закона «О саморегулируемых организациях», определяющей, что саморегулируемая организация организует аттестацию работников членов саморегулируемой организации.
Законодательство не ограничивает саморегулируемую организацию в выборе способа организации аттестации. Законодательство не запрещает саморегулируемой организации использовать для аттестации своих членов действующие системы аттестации, прямо предусмотренные законодательством, либо формировать собственную систему аттестации, либо принять участие в Единой системе аттестации для сообщества саморегулируемых организаций.
Использование Единой системы аттестации также не ограничивает саморегулируемые организации использовать иные системы аттестации. Представляется допустимым использование сразу нескольких систем аттестации одновременно.
Однако при этом следует обратить внимание, что сведения о специалистах, прошедших аттестацию в иных системах (кроме Единой системы аттестации), не могут быть внесены в реестр аттестованных специалистов Единой системы аттестации.
Концептуальной идеей Единой системы аттестации является достижение высокого уровня доверия саморегулируемых организаций и их членов к информации из указанного реестра. Если любые желающие саморегулируемые организации получат возможность вносить в такой реестр сведения по результатам своей локальной аттестации, то неизбежно появление в нем сведений об аттестации специалистов, которые на самом деле знаниями не обладают.
Письмо Национального объединения строителей от 26 ноября 2010 г. № 02-957/10 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2010. № 7. С.155-158.
Письмо Национального объединения строителей от 9 декабря 2010 г. № 02-1066/10.
Письмо Национального объединения строителей от 8 августа 2011 г. № 02-1113/11.
-
Какие действия необходимо предпринять работнику строительной компании (работнику индивидуального предпринимателя) для прохождения аттестации по Единой системе аттестации руководителей и специалистов строительного комплекса?
Если саморегулируемая организация присоединилась к Единой системе аттестации руководителей и специалистов строительного комплекса, то для прохождения аттестации работнику строительной компании (работнику индивидуального предпринимателя) необходимо самостоятельно либо через работодателя обратиться в один из центров по тестированию, аккредитованных Национальным объединением строителей.
Пунктом 3.1 Положения о Единой системе аттестации руководителей и специалистов строительного комплекса, утвержденного Советом Национального объединения строителей (протокол от 20 апреля 2011 года № 18), предусмотрено предоставление работником (самостоятельно или через работодателя) следующих документов:
1) заявление;
2) копия документа (свидетельства) о прохождении повышения квалификации;
3) копия документа (диплома), подтверждающего наличие высшего или среднего профильного образования.
Сведения о претенденте на аттестацию вносятся центром по тестированию в Единый реестр сведений об аттестации.
Центр по тестированию рассматривает заявление претендента на аттестацию в срок, не превышающий 10 дней, и уведомляет претендента о времени проведения оценки уровня знаний.
Оценка уровня знаний центрами по тестированию, аккредитованными в Единой системе аттестации руководителей и специалистов строительного комплекса, проводится в форме компьютерного тестирования.
По результатам тестирования составляется акт оценки уровня знаний, сведения из которого сохраняются в Едином реестре сведений об аттестации и являются доступными для соответствующих саморегулируемых организаций. Копия акта предоставляется претенденту на аттестацию по его требованию.
Центр по тестированию передает акт оценки уровня знаний в аттестационную комиссию, созданную соответствующей саморегулируемой организацией. Аттестационная комиссия в срок, не превышающий одного месяца, рассматривает результаты оценки уровня знаний и принимает в зависимости от результата оценки (положительного или отрицательного) решение о выдаче аттестата или об отказе в выдаче аттестата.
Перед принятием решения аттестационная комиссия вправе назначить контрольную оценку уровня знаний претендента на аттестацию.
Сведения об аттестации (отказе в аттестации) вносятся в Единый реестр сведений об аттестации.
Аттестат выдается претенденту на аттестацию или его работодателю (в зависимости от способа подачи заявления) в 10-дневный срок после принятия решения аттестационной комиссии.
Аттестат действителен в течение срока, установленного аттестационной комиссией, но не более пяти лет.
Положение о Единой системе аттестации руководителей и специалистов строительного комплекса (утв. Советом Национального объединения строителей, протокол от 20 апреля 2011 года № 18).
-
Каким образом саморегулируемые организации могут осуществлять контроль за деятельностью центров по тестированию?
Положение о Единой системе аттестации руководителей и специалистов строительного комплекса (утверждено решением Совета Национального объединения строителей от 20 апреля 2011 г., протокол № 18 – далее Положение) предусматривает механизм контроля за деятельностью центров по тестированию.
Саморегулируемые организации инициируют аккредитацию и аннулирование аккредитации центров по тестированию (пункт 2.1.4 Положения). Для аккредитации центра по тестированию требуется наличие рекомендации саморегулируемой организации, применяющей Единую систему (пункт 7.1 Положения). Аттестационные комиссии (пункты 2.2.1 – 2.2.2 Положения) принимают решение о выдаче и об отказе выдачи аттестата, на основании результатов оценки уровня знаний претендента на аттестацию, которые предоставляются центром по тестированию (пункт 5.1 Положения) в аттестационную комиссию саморегулируемой организации. При рассмотрении положительных результатов оценки знаний претендента на аттестацию аттестационная комиссия вправе назначить контрольную оценку уровня знаний претендента на аттестацию (пункт 5.3 Положения). При этом контрольная оценка уровня знаний проводится в присутствии представителя аттестационной комиссии (пункт 5.4 Положения).
Аттестационные комиссии имеют право направить своего представителя для контроля объективности оценки уровня знаний претендентов на аттестацию центрами по тестированию (пункт 2.2.4 Положения). Центр по тестированию обязан предоставить возможность присутствия при оценке знаний представителей аттестационных комиссий (пункт 4.4 Положения).
В главе 8 Положения «Жалобы в области аттестации» предусмотрен порядок, согласно которому саморегулируемая организация вправе подать жалобу на центр по тестированию, в случае нарушения последним Положения или выявления случаев фиктивной оценки знаний. Результатом рассмотрения такой жалобы может быть принятие Комитетом по профессиональному образованию решения о приостановлении действия аккредитации либо об аннулировании аккредитации центра по тестированию.
Письмо Национального объединения строителей от 26 ноября 2010 г. № 02-957/10 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2010. № 7. С.155-158.
-
Подлежит ли лицензированию деятельность по аттестации?
Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» не установлено требование о лицензировании аттестации как самостоятельного вида деятельности.
Закон «Об образовании» содержит требование о лицензировании образовательной деятельности. Деятельность по аттестации не является образовательной деятельностью, соответственно, лицензированию не подлежит.
Письмо Национального объединения строителей от 11 февраля 2011 г. № 02-178/11 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2011. № 2. С.286-288.
-
Может ли саморегулируемая организация признать в качестве аттестации, предусмотренной статьей 55.5 Градостроительного кодекса, аттестацию специалистов организаций, поднадзорных Ростехнадзору?
Саморегулируемая организация вправе принять решение о признании в качестве аттестации, предусмотренной статьей 55.5 Градостроительного кодекса, аттестацию специалистов организаций, поднадзорных Ростехнадзору.
При этом необходимо иметь в виду следующее.
Пунктом 4 раздела 1 Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 29 января 2007г. № 37, определен в качестве предмета аттестации следующий перечень требований в области безопасности:
общие требования промышленной безопасности, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
требования промышленной безопасности по специальным вопросам, отнесенным к компетенции аттестуемого, установленным в нормативных правовых актах и нормативно-технических документах;
требования экологической безопасности, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
требования энергетической безопасности, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативно-техническими документами;
требования безопасности гидротехнических сооружений, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативно-техническими документами;
требования безопасности при использовании атомной энергии, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативно-техническими документами.
В системе аттестации Ростехнадзора не контролируется наличие знаний работников членов саморегулируемых организаций, например, в таких важнейших сферах безопасности, как:
требования безопасности в области надежности и устойчивости
строительных конструкций;
требования санитарно-эпидемиологической безопасности; требования безопасности условий труда.
Кроме того, система аттестации Ростехнадзора распространяется только в части выполнения строительных работ на объектах, поднадзорных Ростехнадзору (объекты промышленной безопасности, гидротехнические сооружения, объекты использования атомной энергии).
Письмо Национального объединения строителей от 11 февраля 2011 г. № 02-178/11 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2011. № 2. С.286-288.
Письмо Национального объединения строителей от 9 декабря 2001 г. № 02-1066/10
-
Может ли саморегулируемая организация признать в качестве аттестации, предусмотренной статьей 555 Градостроительного кодекса, итоговую аттестацию специалистов, прошедших повышение квалификации?
Саморегулируемая организация вправе принять решение о признании в качестве аттестации, предусмотренной статьей 555 Градостроительного кодекса, итоговую аттестацию специалистов, прошедших повышение квалификации.
При этом необходимо иметь в виду следующее.
Согласно положениям статей 15, 26, 27 Закона «Об образовании», регулирующего вопросы общественных отношений в области образования, а также положениям пунктов 27, 28 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 610, итоговая аттестация лиц, прошедших повышение квалификации, осуществляется в рамках объема знаний, предоставленных слушателю при прохождении курсов повышения квалификации.
В связи с чем, выданный документ по результатам прохождения повышения квалификации не подтверждает и не может подтверждать наличие полного объема знаний по всему спектру вопросов безопасного осуществления соответствующих видов работ.
Письмо Национального объединения строителей от 11 февраля 2011 г. № 02-178/11 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2011. № 2. С.286-288.
Письмо Национального объединения строителей от 9 декабря 2010 г. № 02-1066/10
-
Какими нормативно-правовыми актами регламентируется процедура аттестации, предусмотренная статьей 555 Градостроительного кодекса?
Содержание процедуры аттестации, проводимой в целях реализации требований статьи 55.5 Градостроительного кодекса, нормативно-правовыми актами не определено.
Национальное объединение строителей утвердило Положение о Единой системе аттестации руководителей и специалистов строительного комплекса (протокол Совета Национального объединения строителей от 20 апреля 2011 г. № 18).
Данное Положение предусматривает внедрение института аттестации руководителей и специалистов строительного комплекса в полном соответствии с целями саморегулирования, предусмотренными законодательством о градостроительной деятельности. Аттестация должна охватывать все виды строительных работ, включенные в Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Аттестация в Единой системе проводится в целях оценки соответствия установленным критериям уровня знаний работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, заявляемых в саморегулируемую организацию, для подтверждения соответствия требованиям к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Письмо Национального объединения строителей от 11 февраля 2011 г. № 02-178/11 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2011. № 2. С.286-288.
Письмо Национального объединения строителей от 9 декабря 2010 г. № 02-1066/10
-
Обязана ли одна саморегулируемая организация признавать аттестат, выданный другой саморегулируемой организацией?
Вопрос о признании саморегулируемой организацией аттестатов, выданных другой саморегулируемой организацией, является внутренним делом каждой саморегулируемой организации. Этот вопрос может регулироваться как отдельными решениями каждой саморегулируемой организацией, так и подписанием соглашения о взаимном признании аттестатов.
Наиболее удобной формой обеспечения взаимного признания аттестатов является принятие решения о присоединении к Единой системе аттестации руководителей и специалистов строительного комплекса, принятой Национальным объединением строителей.
В соответствии с пунктом 1.3 Положения о Единой системе аттестации к числу основных принципов проведения аттестации относится:
признание аттестатов, выданных в соответствии с Положением о Единой системе аттестации, всеми саморегулируемыми организациями – участниками Единой системы.
Письмо Национального объединения строителей от 11 февраля 2011 г. № 02-178/11 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2011. № 2. С.286-288.
-
Каким образом саморегулируемые организации – участники Единой системы аттестации могут отслеживать этапы прохождения аттестации работниками своих членов?
Положение о Единой системе аттестации предусматривает создание и ведение единого реестра сведений об аттестации (включая реестр аттестованных специалистов, реестр центров по тестированию, реестр органов, наделенных саморегулируемыми организациями полномочиями аттестационных комиссий), ведение указанного реестра обеспечивает Аппарат Национального объединения строителей (пункт 2.6 Положения).
В единый реестр сведений об аттестации вносятся сведения:
о претенденте на аттестацию (пункт 3.3. Положения);
о результатах оценки уровня знаний претендента (пункт 4.3 Положения);
об аттестации (об отказе в аттестации) (пункт 5.5 Положения);
об аннулировании аттестата (пункт 6.6. Положения).
Таким образом, саморегулируемые организации посредством указанного реестра получают возможность отслеживать все этапы аттестации специалистов – работников своих членов, что делает абсолютно прозрачным все этапы прохождения аттестации, а подделку и торговлю аттестатами – невозможными.
Письмо Национального объединения строителей от 26 ноября 2010 г. № 02-957/10 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2010. № 7. С.155-158.
-
Вправе ли саморегулируемая организация самостоятельно разработать и утвердить Положение о проведении аттестации работников членов саморегулируемой организации?
Саморегулируемая организация вправе самостоятельно разработать и утвердить Положение о проведении аттестации, определив в нем все существенные условия аттестации работников своих членов, заявленных для подтверждения соответствия требованиям к выдаче свидетельств. Данное право предусмотрено пунктом 6 части 1 статьи 6 Федерального закона «О саморегулируемых организациях», согласно которой саморегулируемая организация организует аттестацию работников членов саморегулируемой организации.
Национальным объединением строителей разработано и утверждено Унифицированное Положение об аттестации работников членов саморегулируемой организации (протокол Совета Национального объединения строителей от 20 апреля 2011г. № 18).
Письмо Национального объединения строителей от 11 февраля 2011 г. № 02-178/11 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2011. № 2. С.286-288.
-
Вправе ли государственный (муниципальный) заказчик предъявлять требование о наличии, помимо свидетельства о допуске к работам по организации строительства, требования о наличии свидетельства о допуске к отдельным видам работ?
В соответствии с письмом ФАС России от 23.05.2011 г. № ИА/19714 условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона о размещении заказов, является обязательное наличие у участника размещения заказа исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом требование о наличии у участника размещения заказа свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не соответствует части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса и является нарушением части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов.
При этом необходимо иметь в виду то, что возможно выполнение работ по организации строительства на объектах, не входящих в перечень объектов, упоминаемых в группе видов работ № 33 приказа Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. № 624 (например, предприятия фармацевтической и медицинской промышленности). В случае выполнения организации строительства на таких объектах участнику размещения необходимо получить допуск к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, включающий другие виды работ, кроме видов работ группы № 33, необходимые для осуществления строительства такого объекта.
Необходимо отметить, что лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц. В случае выполнения таким лицом указанных работ лично, данное лицо должно обладать при выполнении таких работ соответствующим свидетельством о допуске к отдельным видам работ (часть 2 статьи 52 Градостроительного кодекса).
Таким образом, создание ситуации, когда в конкурсной документации государственного или муниципального заказчика появляется требование о наличии у участников размещения заказа вместо свидетельства о допуске к работам по организации строительства свидетельств о допуске к отдельным видам работ, за исключением указанных случаев (объекты, не упоминаемые в группе видов работ № 33), не допустимо, так как нарушает требования части 31 статьи 52 Градостроительного кодекса и создает возможность выполнения работ по строительству, реконструкции или капитальному ремонту объектов капитального строительства без обеспечения субсидиарной ответственности вследствие причинения вреда.
Письмо Национального объединения строителей от 15 августа 2011 г. № 02-1159/11 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2011. № 7. С. 202-203.
-
Должна ли проектная документация входить в состав документации о торгах и размещаться на официальном сайте государственного (муниципального) заказчика в полном объеме?
Согласно разъяснениям ФАС России от 23 июля 2010 г. № ИА/23610, в целях надлежащего соблюдения части 2 статьи 22, части 2 статьи 34, пункта 1 части 4 статьи 416 Федерального закона о размещении заказов проектная документация должна входить в состав документации о торгах и размещаться на официальном сайте государственного (муниципального) заказчика в полном объеме. Не размещение проектно-сметной документации в полном объеме на официальном сайте государственного (муниципального) заказчика является основанием для обязательной выдачи ФАС России и ее территориальными органами предписания о внесении изменений в соответствующую документацию об аукционах.
Письмо Национального объединения строителей от 2 февраля 2011 г. № 02-78/11 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2011. № 3. С.546-548.
-
Является ли требование государственного (муниципального) заказчика о наличии свидетельства о допуске исключительно к работам по организации строительства ограничением допуска участников размещения заказа?
Установление требований к участнику размещения заказа о наличии у него свидетельства о допуске к работам лишь по организации строительства, в случаях, когда установление таких требований явно вытекает из проектной документации, не может служить ограничением допуска участников размещения заказа по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом «ж» статьи 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится установление правовых основ единого рынка. Это обязывает государство, по смыслу статьи 45 (часть 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 2, 17 и 18, создавать наиболее благоприятные условия для рыночной экономики как путем непосредственно-регулирующего государственного воздействия, так и через стимулирование свободной экономической деятельности, основанной на принципах самоорганизации, баланса частных и публичных интересов.
Таким непосредственным государственным регулированием является установление специальных требований к членам саморегулируемых организаций в соответствии с Градостроительным кодексом, в том числе и через обеспечение субсидиарной ответственности вследствие причинения вреда. Так, частью 7 статьи 5516 Градостроительного кодекса установлен минимальный размер вноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации на одного члена саморегулируемой организации, имеющего свидетельство о допуске к работам по организации строительства. Другим требованием государственного регулирования является установление в части 82 статьи 555 Градостроительного кодекса минимально необходимых требований к выдаче свидетельств о допуске к работам по организации строительства.
В тоже время законодатель в части 8 названной статьи установил иные, отличные от требований к работам по организации строительства, требования для выполнения видов работ, не относящихся в соответствии с приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. № 624 к группе видов работ № 33 по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта.
Исходя из вышеизложенного, в случае признания равнозначным допуска участников размещения заказа к исполнению государственных или муниципальных заказов при наличии свидетельства о допуске к работам по организации строительства и при наличии свидетельства о допуске к иным видам работ (без вида работ по организации строительства), при обязательном наличии такого вида работ (организация строительства) исходя из содержания проектной документации, создается ситуация, позволяющая недобросовестным участникам рынка строительных работ участвовать в государственных или муниципальных торгах, что противоречит целям защиты конкуренции при размещении государственных или муниципальных заказов.
-
Каким образом саморегулируемая организация должна исполнять обязанность по ведению реестра членов саморегулируемой организации?
Согласно части 1 статьи 5517 Градостроительного кодекса ведение реестра членов саморегулируемой организации - обязанность саморегулируемой организации.
Ведение реестра направлено на систематизацию информации о членах саморегулируемой организации в целях удобства работы самой саморегулируемой организации, а также обеспечения доступа к сведениям о членах саморегулируемой организации заинтересованным лицам.
В соответствии со статьей 559 Градостроительного кодекса саморегулируемая организация в целях обеспечения доступа к информации о своей деятельности и деятельности своих членов наряду с информацией, предусмотренной Федеральным законом «О саморегулируемых организациях», обязана размещать на своем сайте в сети Интернет, в том числе реестр членов саморегулируемой организации.
Часть 2 статьи 5517 Градостроительного кодекса устанавливает минимальный перечень сведений о члене саморегулируемой организации, которые должны содержаться в реестре. В связи с этим, размещение на сайте саморегулируемой организации только строки поиска членов саморегулируемой организации не соответствует требованиям Градостроительного кодекса.
Наличие обязательной хронологической последовательности и ведение реестра членов саморегулируемой организации на бумажном носителе в качестве обязательных требований к ведению реестра членов саморегулируемой организации Градостроительным кодексом не установлены. Таким образом, саморегулируемая организация вправе самостоятельно выбирать способ ведения реестра, который должен соответствовать требованиям, установленным Градостроительным кодексом.
Статьей 5517 Градостроительного кодекса также не предусмотрена обязанность хранения в реестре членов саморегулируемой сведений об исключенных членах саморегулируемой организации.
Вместе с тем согласно пункту 3 части 1 статьи 7 Федеральным законом «О саморегулируемых организациях» саморегулируемая организация посредством опубликования в средствах массовой информации и (или) размещения в информационно-телекоммуникационных сетях обязана обеспечить доступ к информации о членах, прекративших свое членство в саморегулируемой организации, и об основаниях прекращения их членства.
Таким образом, с учетом требования абзаца первого статьи 559 Градостроительного кодекса указанная информация в обязательном порядке должна быть размещена на сайте саморегулируемой организации.
Письмо Комитета Государственной Думы по строительству и земельным отношениям от 28 сентября 2011 г. № 3.31-22/808 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2011. № 8. С. 325-326.
-
Каким образом саморегулируемая организация должна размещать информацию о решениях, принятых общим собранием членов саморегулируемой организации и постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации?
Согласно пункту 3 части 1 статьи 7 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» саморегулируемая организация посредством опубликования в средствах массовой информации и (или) размещения в информационно-телекоммуникационных сетях обязана обеспечить доступ к информации о решениях, принятых общим собранием членов саморегулируемой организации и постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации.
При этом ни Закон, ни Градостроительный кодекс не устанавливают формат размещения информации о решениях, принятых общим собранием членов саморегулируемой организации и постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации.
Вместе с тем, размещение такой информации должно осуществляться таким способом, который обеспечивал бы ее доступность и простой поиск.
Письмо Комитета Государственной Думы по строительству и земельным отношениям от 28 сентября 2011 г. № 3.31-22/808 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2011. № 8. С. 325-326.