ВНИМАНИЕ! С 8 июля 2022 года информация в старой версии сайта не актуализируется.
Перейти к новой версии.

ВНИМАНИЕ! Идет прием документов для включения работников членов АСРО «РССРБ» в Национальный Реестр Специалистов

Вопросы-ответы

  1. Что такое Система добровольной оценки соответствия НОСТРОЙ?

    Система добровольной оценки соответствия (СДОС) НОСТРОЙ – это новая универсальная общеотраслевая, общенациональная сертификационная система в строительстве, зарегистрированная Национальным объединением строителей в едином реестре систем добровольной сертификации Росстандарта 11 февраля 2011 года.

    Полное название – Система добровольной оценки соответствия Национального объединения строителей «НОСТРОЙ».

    Система создана по решению II-го Всероссийского съезда («Приоритетные направления» - раздел II, п. 2.2) в соответствии с требованиями пунктом 5 части 12 статьи 555 Градостроительного кодекса и п. 1.6 статьи 6 Федерального закона «О саморегулируемых организациях».

    Эти законодательные акты позволяют саморегулируемым организациям организовать подтверждение своей продукции (работ и услуг) путем проведения их сертификации.

    К настоящему времени завершен этап разработки документов и формирования органов Системы. 14 октября 2011 г. на сайте Национального объединения строителей объявлен прием заявок на допуск в СДОС НОСТРОЙ профессиональных участников сертификационного рынка: органов по сертификации, испытательных лабораторий и экспертов по следующим областям сертификации:

    - работы в строительстве;

    - продукция в строительстве;

    - системы менеджмента;

    - электротехнические изделия и оборудование в строительстве.

  2. Какие области сертификации охватывает Система СДОС НОСТРОЙ?

    Сертификация в рамках Системы будет осуществляться по следующим областям:

    - работы и услуги в строительстве;

    - строительные материалы и изделия (продукция в строительстве);

    - системы менеджмента в области строительства;

    - электротехническая продукция, машины и механизмы, применяемые в строительстве.

    Также в Системе планируется проводить сертификацию по следующим новым направлениям:

    - сертификация в сфере «зеленого строительства» (рейтинговая оценка параметров экоустойчивости среды обитания);

    - сертификация по параметрам энергоэффективности строительных материалов и строительных объектов;

    - сертификация по параметрам «наилучших доступных технологий» предприятий строительной индустрии.

  3. Чем отличается СДОС НОСТРОЙ от других систем добровольной сертификации в строительстве?

    СДОС НОСТРОЙ отличает использование особой нормативной базы сравнения, которая будет использоваться участниками Системы при проведении сертификации. В частности, такой базой для сертификации работ в строительстве станут стандарты Национального объединения строителей (СТО НОСТРОЙ) и утверждаемые на их основе стандарты СРО, которые разрабатываются в рамках Программы стандартизации Национального объединения строителей на 2010-2012 годы.

    Также СДОС НОСТРОЙ, благодаря созданию серии уникальных стандартов СТО НОСТРОЙ в сфере «зеленого строительства», получает эксклюзивную возможность проведения отечественной рейтинговой сертификации проектов и готовых объектов жилых и общественных зданий по критериям «зеленого строительства». Первый базовый стандарт этой серии, сформировавший практически новую отечественную рейтинговую систему определения класса экоустойчивого строительства, утвержден Советом Национального объединения строителей 14 октября 2011 г. Помимо СТО НОСТРОЙ доказательную основу базы сравнения будут составлять актуализированные строительные нормы и правила, а также национальные и международные стандарты ISO, евронормы и евростандарты ЕС.

  4. Какие преимущества дают сертификаты СДОС НОСТРОЙ?

    Для заказчиков сертификаты могут служить основанием при выборе проектировщика и генподрядчика.

    Для организаторов торгов они могут применяться в качестве критерия выбора проекта.

    Для генподрядчика они могут использоваться при выборе субподрядчика и при проведении строительного контроля на площадке.

    Для подрядных организаций они являются подтверждением качества выполняемых работ.

    Для саморегулируемых организаций сертификаты являются подтверждением выполнения строительной организацией требований технических регламентов.

    Для страховых компаний сертификаты могут являться основанием для определения уровня риска при страховании.

  5. Какие экономические преимущества саморегулируемые организации получат в случае применения стандартов Национального объединения строителей?

    Применение современных стандартов, основанных на современных технологиях и материалах, обеспечивающих не только безопасность конечных объектов, но и качество и конкурентоспособность проводимых строительных работ и их результатов, уже само по себе снижает риски и несет экономические преимущества для организаций.

    Опыт зарубежных кампаний показывает, что вложения в стандарты дают на 1 единицу затрат дают от 20 до 40 единиц прибыли.

    По данным корпорации «Shell», переход на единые стандарты в организации позволил сократить сроки капитального строительства на 13% и его стоимость - на 5%.

    Вместе с тем, повышение уровня безопасности объектов капитального строительства, снижение рисков аварий и обрушений в результате применения современных стандартов организаций не только обеспечивает сохранение компенсационных фондов саморегулируемых организаций, но и должно быть также учтено при проведении страхования их деятельности.

    В соответствии с договоренностями, достигнутыми в рамках Рабочей группы Национального объединения строителей и Всероссийского союза страховщиков, намечено снижение страховых тарифов до 20% при введении в действие в саморегулируемых организацях типовых стандартов Национального объединения строителей, что также может быть подтверждено сертификатом Системы добровольной оценки соответствия Национального объединения строителей. Эти документы подтверждают соблюдение требований безопасности объектов строительства и строительных работ и характеризуют деловую репутацию страхователя. При этом саморегулируемая организация, членом которой является страхователь, должна утвердить правила саморегулирования, содержащие порядок контроля за исполнением требований технических регламентов и введенных в действие этой саморегулируемой организацией стандартов Национального объединения строителей.

    17 октября 2011 г. на заседании Совета Национального объединения строителей утверждены первые унифицированные требования к страхованию членами саморегулируемых организаций гражданской ответственности, которые предусматривают при проведении страхования определенные преференции организациям, реально внедрившим и применяющим стандарты в своей деятельности.

    Намечено внесение изменений в соответствующие унифицированные требования по страхованию строительно-монтажных рисков, по страхованию жизни и здоровья работников строительных организаций.

  6. Кто вправе подписывать свидетельство о допуске к работам?

    Форма свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утверждена приказом Ростехнадзора от 5 июля 2011 г. № 356. В соответствии с данной формой свидетельство о допуске подписывается одним должностным лицом. При этом данным приказом не установлено конкретное лицо, подписывающее свидетельство о допуске.

    В соответствии с частью 11 статьи 5510 Градостроительного кодекса общее собрание членов саморегулируемой организации устанавливает компетенцию исполнительного органа саморегулируемой организации. Следовательно, исполнительный орган саморегулируемой организации может обладать компетенцией по подписанию свидетельств о допуске, если данная компетенция установлена для него общим собранием членов саморегулируемой организации. При этом компетенция по подписанию свидетельств о допуске приобретается исполнительным органом как в случае прямого указания на соответствующее полномочие по подписанию свидетельств о допуске, так и в случае наделения исполнительного органа общей компетенцией на подписание любых документов саморегулируемой организации.

    В случае если общее собрание членов саморегулируемой организации не уполномочило исполнительный орган на подписание свидетельства о допуске, решение данного вопроса, в соответствии с частью 2 статьи 5511 Градостроительного кодекса, возлагается на постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегулируемой организацией, в чью компетенцию входит решение вопросов, которые не относятся к компетенции высшего органа управления саморегулируемой организации и компетенции исполнительного органа саморегулируемой организации. В этом случае свидетельство о допуске подписывает лицо или лица, определенные постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации.

    Письмо Национального объединения строителей от 30 августа 2010 г. № 562 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2010. № 5. С. 175-176.

  7. Вправе ли лицо иметь свидетельства о допуске к работам, выданные разными саморегулируемыми организациями?

    В соответствии с частью 7 статьи 556 Градостроительного кодекса юридическое лицо или индивидуальный предприниматель может быть членом одной или нескольких саморегулируемых организаций каждого из указанных в статье 553 Градостроительного кодекса видов.

    При этом должны быть соблюдены требования, установленные частью 2 статьи 558 Градостроительного кодекса, в соответствии с которыми индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе иметь выданное только одной саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к определенному виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

    Таким образом, действующим законодательством прямо установлено право индивидуальных предпринимателей и юридических лиц быть членами нескольких саморегулируемых организаций одного вида. При этом установлен запрет на наличие свидетельств о допуске на один и тот же вид работ, выданных разными саморегулируемыми организациями.

    При приеме в члены саморегулируемой организации кандидат должен представить в саморегулируемую организацию копию выданного другой саморегулируемой организацией того же вида свидетельства о допуске в случае, если индивидуальный предприниматель или юридическое лицо является членом другой саморегулируемой организации того же вида. Однако нормы Градостроительного кодекса не обязывают члена саморегулируемой организации информировать ее о своем вступлении в иную саморегулируемую организацию того же вида с целью получения допуска к другим виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

    Письмо Национального объединения строителей от 13 июля 2010 г. № 284/10 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2010. № 4. С. 429.

  8. С какого момента начинается действие свидетельства о допуске к работам?

    Градостроительный кодекс (часть 18 статьи 558) связывает возникновение специальной правоспособности члена саморегулируемой организации на выполнение определенных видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства с внесением в реестр членов саморегулируемой организации сведений о выдаче свидетельства о допуске члена саморегулируемой организации к указанным работам. Таким образом, днем начала действия свидетельства о допуске всегда будет являться день внесения саморегулируемой организацией в реестр своих членов сведений о выдаче такого свидетельства.

    Выдача свидетельства о допуске члена саморегулируемой разделяется на:

    - первичную выдачу свидетельства при приеме в члены (а также выдачу свидетельств лицам, являвшихся членами некоммерческой организации на дату приобретения ею статуса саморегулируемой организации);

    - выдачу свидетельства о допуске в порядке внесения изменений в свидетельство.

    Частью 3 статьи 5517 Градостроительного кодекса устанавливаются сроки исполнения обязанности саморегулируемой организации по внесению соответствующих сведений в реестр членов саморегулируемой организации:

    - сведения о первичной выдаче свидетельства о допуске вносятся в реестр членов саморегулируемой организации в день выдачи свидетельства о допуске;

    - сведения о выдаче свидетельства о допуске в порядке внесения изменений в свидетельство о допуске вносятся в реестр в день принятия соответствующего решения.

    Что касается первичной выдачи свидетельства, необходимо отметить, что Градостроительный кодекс не содержит определения дня выдачи свидетельства, поэтому при установлении этой даты необходимо отталкиваться от буквального толкования глагола «выдать», т.е. дать, предоставить, передать. Таким образом, днем выдачи свидетельства о допуске будет день физической передачи свидетельства о допуске члену саморегулируемой организации.

    В соответствии с пунктом 2.10 Унифицированного Положения о порядке выдачи свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, и выдачи дубликата свидетельства о допуске (утв. решением Совета Национального объединения строителей, протокол от 11 ноября 2010 г. № 15, в ред. Совета Национального объединения строителей, протокол от 17 октября 2011 г. № 21) свидетельство о допуске выдается лично представителю лица, принятого в члены саморегулируемой организации, либо пересылается по почте ценным письмом.

    В случае первичной выдачи свидетельства (свидетельство о допуске передается лично представителю заявителя) днем выдачи свидетельства будет день передачи свидетельства о допуске лично представителю члена саморегулируемой организации, а во втором случае – день отправки свидетельства о допуске по почте.

    В отличие от случая первичной выдачи свидетельства днем, когда должна быть исполнена обязанность саморегулируемой организации по внесению в реестр сведений о выдаче свидетельства, которое выдается взамен ранее выданного (т.е. в порядке внесения изменений в свидетельство о допуске), является день принятия решения о внесении изменений в свидетельство о допуске.

  9. Возможно ли приостановление действия свидетельства о допуске по заявлению члена саморегулируемой организации, которому выдано это свидетельство, на период, в течение которого член саморегулируемой организации не осуществляет строительную деятельность?

    Действующим законодательством о градостроительной деятельности не предусмотрена возможность добровольного приостановления действия свидетельства о допуске по заявлениям членов саморегулируемой организации.

    Согласно статье 5515 Градостроительного кодекса приостановление действия свидетельства о допуске применяется в качестве одной из мер дисциплинарного воздействия и допускается в случае установления в ходе проверки саморегулируемой организацией факта несоблюдения ее членом требований технических регламентов, требований к выдаче свидетельств о допуске, требований стандартов саморегулируемых организаций на период до устранения выявленных нарушений, но не более чем на 60 календарных дней.

    Таким образом, член саморегулируемой организации должен в полной мере соответствовать требованиям к выдаче свидетельств о допуске к определенному виду или видам работ, перечисленным в приложении к свидетельству о допуске, именно на момент контрольной проверки.

    В соответствии со статьей 5513 Градостроительного кодекса контроль за деятельностью членов саморегулируемой организации в части соблюдения ими требований к выдаче свидетельств о допуске осуществляется саморегулируемой организацией при приеме в члены саморегулируемой организации, а также не реже чем один раз в год. В связи с этим по соответствующему заявлению члена саморегулируемой организации возможно проведение саморегулируемой организацией внеплановой проверки для установления факта несоблюдения необходимых требований и применения соответствующих мер дисциплинарного воздействия.

    Письмо Национального объединения строителей от 2 августа 2010 г. № 02-3724/10 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2010. № 4. С. 376-377.

    Письмо Национального объединения строителей от 29 декабря 2010 г. № 02-1166/10 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2011. № 1. С. 206-207.

  10. Каким образом осуществляется внесение изменений в свидетельство о допуске в случае изменения перечня видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства?

    В соответствии с частью 10 статьи 558 Градостроительного кодекса внесение изменений в свидетельство о допуске к работам осуществляется по заявлению члена саморегулируемой организации. Саморегулируемая организация не вправе по своей инициативе вносить изменения в свидетельство о допуске.

    В случае если член саморегулируемой организации намеревается получить свидетельство о допуске к иным виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, к заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие соблюдение требований к выдаче свидетельства о допуске к указанным работам.

    Если внесение изменений в свидетельство о допуске связано с изменением наименования вида работ в новом перечне, представление документов, подтверждающих соблюдение требований к выдаче свидетельств о допуске, будет необходимо только в том случае, если изменилось не только наименование, но и содержание вида работ.

    Если по содержанию новый вид работ не отличается от вида работ, содержавшегося в прежней редакции перечня видов работ, то в соответствии с частью 13 статьи 558 Градостроительного кодекса для принятия решения о внесении изменения в свидетельство о допуске проверке подлежит только заявление.

    Уполномоченный федеральный орган, утвердивший перечень видов работ, может установить соответствие между прежними и новыми наименованиями видов работ. Так, для установления соответствия (тождественности) между видами работ, предусмотренными приказами Минрегиона России от 9 декабря 2008 г. № 274 и от 30 декабря 2009 г. № 624, Минрегионом была рекомендована таблица соответствия (переводная таблица).

    Письмо Министерства регионального развития Российской Федерации от 15 июля 2010 г. № 24099-РП/08 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2010. № 3. С. 211-241.

  11. Действует ли свидетельство о допуске к работам на территориях других государств?

    На территории других государств свидетельство о допуске, выданное саморегулируемой организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, не действует. Условия допуска российских юридических лиц к выполнению строительных работ на территории других государств определяются законодательством в области строительной деятельности этих государств.

    При этом свидетельства о допуске к выполнению строительных работ на территории иностранных государств не требуется, даже если заказчиками данных работ являются российские юридические лица. Вместе с тем заказчик вправе установить требование о наличии свидетельства о допуске для заключения договора субподряда с целью подтверждения соответствующей квалификации и опыта работы работников, непосредственно выполняющих строительные работы, если это не будет противоречить законодательству государства, на территории которого будут осуществляться данные работы.

    Письмо Национального объединения строителей от 24 августа 2010 г. № 532 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2010. № 5. С. 182.

  12. Сохраняет ли свидетельство о допуске к работам свое действие в случае реорганизации юридического лица?

    Градостроительный кодекс не содержит положений, определяющих судьбу свидетельства о допуске к работам в случае реорганизации юридического лица. Реорганизация юридического лица не упомянута кодексом ни в перечне оснований прекращения членства в саморегулируемой организации (часть 1 статьи 557), ни в перечне случаев прекращения действия свидетельства о допуске (часть 15 статьи 558).

    Представляется, что сохранение действия свидетельства о допуске зависит от формы реорганизации, а также от того обстоятельства, сохраняется ли юридическое лицо в результате реорганизации.

    Так, в случаях реорганизации в форме присоединения и выделения юридическое лицо, к которому присоединяется другое юридическое лицо, и юридическое лицо, из которого выделяется другое юридическое лицо, сохраняются, их идентификационные признаки (наименование, ОГРН) не меняются. Оснований для прекращения действия свидетельства о допуске, выданных таким юридическим лицам, в описанных случаях реорганизации не имеется.

    Во всех остальных случаях реорганизации организация, имеющая свидетельство о допуске, прекращает свою деятельность. В связи с тем, что свидетельство о допуске выдается конкретной организации, по общему правилу действие свидетельства о допуске с прекращением деятельности должно также прекращаться. Не вызывает сомнения судьба свидетельства о допуске в следующих случаях:

    1) в случае реорганизации в форме разделения действие свидетельства о допуске разделившегося юридического лица прекращается, а свидетельства о допуске вновь образованным юридическим лицам выдаются в общем порядке при представлении ими документов, подтверждающих соответствие требованиям к выдаче свидетельств о допуске (а не в порядке внесения изменений в свидетельство разделенного юридического лица),

    2) в случае реорганизации в форме присоединения – у юридического лица, присоединившегося к другому юридическому лицу, действие свидетельства о допуске прекращается;

    3) свидетельство о допуске юридическому лицу, выделившемуся из другого юридического лица, выдается в общем порядке при представлении им документов, подтверждающих соответствие требованиям к выдаче свидетельств о допуске (а не в порядке внесения изменений в свидетельство реорганизованного юридического лица).

    Что касается реорганизации в формах преобразования и слияния, представляется, что к отношениям, связанным с последствиями реорганизации в форме преобразования и слияния, можно в порядке аналогии закона (статья 6 Гражданского кодекса Российской Федерации) применить другие нормы действующего законодательства, в частности нормы частей 1 и 6 статьи 18 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

    В соответствии с названным Федеральным законом сохранение действия лицензии возможно в случаях реорганизации в форме преобразования, а также в форме слияния, но только при условии наличия у каждого участвующего в слиянии юридического лица на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц лицензии на один и тот же вид деятельности.

    В случае реорганизации в форме преобразования свидетельство о допуске сохраняет свое действие и переоформляется на вновь возникшее юридическое лицо в порядке, аналогичном переоформлению свидетельства при изменении наименования или адреса места нахождения члена саморегулируемой организации.

    В том же порядке предлагается поступать и в случае слияния юридических лиц, при этом изменения, связанные с реорганизацией (т.е. замена идентификационных сведений юридического лица), могут быть внесены в свидетельство о допуске любого из реорганизованных в форме слияния юридических лиц по выбору образованного в результате слияния юридического лица.

    Письмо Национального объединения строителей от 24 февраля 2011 г. № 02-232/11 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2011. № 2. С. 282-283.

  13. Сохраняет ли свидетельство о допуске к работам свое действие в случае изменения состава учредителей юридического лица?

    Изменение состава учредителей юридического лица не влияет на его правоспособность, в том числе на действие свидетельства о допуске к работам.
  14. Вправе ли участники полного товарищества осуществлять виды работ по строительству на основании свидетельства о допуске к работам, выданного полному товариществу?

    Согласно части 6 статьи 558 Градостроительного кодекса свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выдается саморегулируемой организацией при приеме юридического лица в члены саморегулируемой организации, если такое юридическое лицо соответствует требованиям к выдаче свидетельств о допуске к указанным работам. При этом данные требования в первую очередь предъявляются к численному составу и квалификационным характеристикам работников юридического лица. В частности, полное товарищество, как самостоятельное юридическое лицо, имеет своих сотрудников, отвечающих предъявляемым требованиям. Контроль соответствия данным требованиям осуществляется саморегулируемой организацией не реже чем один раз в год.

    Как следует из смысла статьи 69 Гражданского кодекса, участники полного товарищества действуют от имени товарищества только при осуществлении предпринимательской деятельности в гражданском обороте. В то же время свидетельство о допуске представляет собой публично-правовой документ, подтверждающий право конкретного члена саморегулируемой организации, в частности полного товарищества, на выполнение работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Исходя из этого осуществление действий в соответствии с публично-правовым документом возможно только лицом, которому он выдан.

    Таким образом, право действовать от имени любого юридического лица (в том числе полного товарищества), которому выдано свидетельство о допуске к определенным виду или видам работ, не может передаваться (по доверенности или иным способом) иным юридическим лицам (в том числе участникам полного товарищества).

    Письмо Национального объединения строителей от 2 августа 2010 г. № 02-368/10 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2010. № 4. С. 383-384.

  15. В каком порядке осуществляется прекращение членства в саморегулируемой организации, прекращение действия свидетельства о допуске в случае добровольного выхода лица из саморегулируемой организации? Необходимо ли при этом принятие решения органами саморегул

    В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 557 Градостроительного кодекса членство в саморегулируемой организации прекращается в случае добровольного выхода из нее ее члена.

    В соответствии с частью 31 статьи 5517 Градостроительного кодекса саморегулируемая организация в день поступления в нее заявления ее члена о добровольном прекращении его членства в этой организации вносит в реестр членов саморегулируемой организации сведения о прекращении действия выданного такому члену свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, и в течение трех дней со дня поступления указанного заявления направляет в орган надзора за саморегулируемыми организациями уведомление о прекращении действия данного свидетельства.

    Таким образом, Градостроительный кодекс не устанавливает необходимости принятия каким-либо органом саморегулируемой организации решения по заявлению о добровольном выходе из саморегулируемой организации.

    Датой прекращения членства в саморегулируемой организации и прекращения действия свидетельства о допуске будет являться день поступления такого заявления в саморегулируемую организацию.

    Внесение сведений в реестр членов саморегулируемой организации и направление в Ростехнадзор уведомления о прекращении действия свидетельства о допуске осуществляется органами саморегулируемой организации, определенными в ее внутренних документах, регламентирующих порядок ведения реестра членов саморегулируемой организации.

    Письмо Национального объединения строителей от 13 октября 2010 г. № 02-775/10 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2010. № 6. С. 269.

  16. Может ли лицо по одному виду работ иметь два свидетельства о допуске, выданных разными саморегулируемыми организациями, – к работам на обычных объектах и к работам на особо опасных и технически сложных объектах?

    Согласно части 2 статьи 558 Градостроительного кодекса индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе иметь свидетельство о допуске в отношении одного вида работ, выданное только одной саморегулируемой организацией.

    Виды работ, указанные в Перечне видов работ, утвержденном приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. № 624, не изменяются в зависимости от уровня сложности объекта.

    Таким образом, запрет наличия нескольких свидетельств о допуске к одному и тому же виду работ, выданных разными саморегулируемыми организациями, не зависит от принадлежности объектов к категории особо опасных и технически сложных.

    Письмо Национального объединения строителей от 4 июля 2011 г. № 02-845/11 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2011. № 6. С. 308.

  17. Возможно ли переоформление свидетельства о допуске индивидуальному предпринимателю, создавшему юридическое лицо в форме общества с ограниченной ответственностью, по аналогии с переоформлением свидетельства о допуске при реорганизации юридического лица?

    Гражданский кодекс, регламентирующий правовое положение участников гражданского оборота, не предусматривает реорганизацию индивидуального предпринимателя. В этой связи нормы законодательства, применяемые по аналогии в случае отдельных видов реорганизации юридического лица (преобразование, слияние), в описанной ситуации не могут быть применены.

    Учитывая изложенное, вновь образованному юридическому лицу для осуществления работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, включенных в Перечень видов работ, утвержденный приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. № 624, необходимо на общих основаниях вступить в саморегулируемую организацию и получить свидетельство о допуске к соответствующим видам работ.

    Письмо Национального объединения строителей от 4 июля 2011 г. № 02-846/11 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2011. № 6. С. 310.

  18. Вправе ли дочернее хозяйственное общество выполнять строительные работы на основании свидетельства о допуске, выданного основному хозяйственному обществу?

    Осуществление дочерним обществом деятельности на основании свидетельства о допуске, выданного основному обществу, как и в ситуации с участниками полного товарищества, действующими на основании свидетельства о допуске полного товарищества, будет являться деятельностью на основании документа, выданного другому лицу. Частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса предъявляется требование о наличии свидетельства о допуске у лица, непосредственного осуществляющего работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

    Таким образом, дочернее хозяйственное общество не вправе осуществлять работы на основании свидетельства о допуске, выданного основному обществу.

    Письмо Национального объединения строителей от 15 марта 2011 г. № 02-307/11 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2011. № 4. С. 361.

  19. Можно ли отозвать заявление о добровольном прекращении членства в саморегулируемой организации?

    В соответствии с частью 1 статьи 8 Гражданского кодекса гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами. Согласно части 2 статьи 49 Гражданского кодекса правоспособность юридического лица, то есть право иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой целью обязанности, может быть ограничена в случаях и в порядке, предусмотренных законом.

    В соответствии с частью 11 статьи 557 Градостроительного кодекса членство в саморегулируемой организации прекращается со дня поступления в саморегулируемую организацию заявления члена саморегулируемой организации о добровольном прекращении его членства в этой организации. При этом согласно пункту 5 части 15 статьи 558 Градостроительного кодекса прекращение членства в саморегулируемой организации прекращает действие свидетельства о допуске.

    Действующим законодательством не предусмотрена возможность восстановления правоспособности на основании заявления лица. Поскольку в соответствии с частью 1 статьи 8 Гражданского кодекса иные основания возникновения правоспособности, чем те которые предусмотрены законом и иными правовыми актами, не установлены, то для признания уведомления об изменении сведений, содержащихся в государственном реестре саморегулируемых организации, недействительным на основании заявления организации нет правовых оснований.

    Таким образом, для «возврата» права на выполнение работ, требующих наличия свидетельства о допуске, лицу необходимо вновь вступить в саморегулируемую организацию на общих основаниях.

    Письмо Национального объединения строителей от 6 декабря 2010 г. № 02-1035/10 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2011. № 1. С. 266-267.

  20. Является ли отсутствие в числе видов деятельности лица, закрепленных в его уставе и (или) присвоенных ему кодов ОКВЭД, работ по строительству основанием для отказа в выдаче свидетельства о допуске к таким работам?

    Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2001 (КДЕС Ред.1) и ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1), как следует из введения к нему, предназначен для классификации и кодирования видов экономической деятельности и информации о них. Фактически ОКВЭД используется преимущественно в целях ведения статистического учета. Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлена обязанность юридического лица или индивидуального предпринимателя при представлении документов для государственной регистрации указывать коды по ОКВЭД основных и иных предполагаемых видов деятельности и обязанность регистрирующего органа внести их в соответствующий государственный реестр (ЕГРЮЛ или ЕГРИП). При этом сведения о кодах статистики, присвоенных Федеральной службой государственной статистики юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям после их регистрации и постановки на учет, используются для формирования сводной официальной статистической информации и не связаны с условиями выдачи специальных разрешений (в том числе - свидетельства о допуске).

    Частью 5 статьи 556 Градостроительного кодекса установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме в члены саморегулируемой организации. Данные основания не подразумевают возможности отказа в зависимости от ограничений, предусмотренных учредительными документами коммерческих юридических лиц.

    Вместе с тем, в соответствии с положениями статьи 49 Гражданского кодекса и и разъяснениями о правоспособности коммерческих юридических лиц, данными в пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 г. №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» необходимо учитывать, что коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных организаций, предусмотренных законом, наделены общей правоспособностью и могут осуществлять любые виды предпринимательской деятельности, не запрещенные законом, если в учредительных документах таких коммерческих организаций не содержится исчерпывающий (законченный) перечень видов деятельности, которыми соответствующая организация вправе заниматься. Учредители коммерческой организации также вправе самостоятельно ограничить общий характер правоспособности, закрепив закрытый перечень видов деятельности для создаваемого ими юридического лица, или прямо исключить для него возможность осуществления отдельных видов деятельности. Такое самоограничение правоспособности влечет в последующем изменение и перерегистрацию учредительных документов при изменении характера деятельности юридического лица.

    Письмо Национального объединения строителей от 27 декабря 2010 г. № 02-1142/10 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2011. № 1. С. 314-316.


61 - 80 из 167
Страницы:
Дата последнего изменения: 12.08.2020 18:03