Вопросы-ответы
-
Необходимо ли застройщику получать свидетельство о допуске к работам по организации строительства?
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 240-ФЗ в случае, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, с 1 октября 2010 г. он вправе осуществлять работы по организации строительства только при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске.
Таким образом, законодательство предусматривает необходимость получения свидетельства о допуске к работам по организации строительства только тем застройщиком, который сам выполняет работы по организации строительства. В случае если застройщик или уполномоченный им заказчик привлекают к работам по организации строительства иное физическое или юридическое лицо, сам застройщик не является лицом, осуществляющим строительство, и ему не требуется свидетельство о допуске к работам по организации строительства. В этом случае свидетельство о допуске к работам по организации строительства должно иметь привлекаемое застройщиком или заказчиком лицо.
Письмо Национального объединения строителей от 11 октября 2010 г. № 02-746/10 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2010. № 6. С. 275-276.
Письмо Национального объединения строителей от 29 декабря 2010 г. № 02-1147/10 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2011. № 1. С. 283-284.
Письмо Национального объединения строителей от 29 декабря 2010 г. № 02-1170/10 // Там же. С. 245-246.
-
Нужно ли получать свидетельство о допуске к работам по организации строительства субподрядчику, привлекающему к выполнению работ других лиц («субсубподрядчиков»)?
По мнению Национального объединения строителей субподрядчик не вправе выполнять работы по организации строительства, включенные в Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, и, соответственно, ему не требуется получать свидетельство о допуске к указанному виду работ.
В соответствии с частью 31 статьи 52 Градостроительного кодекса в случае, если работы по организации строительства объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 558 Градостроительного кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
В соответствии с частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса лицом, осуществляющим строительство, может являться:
- застройщик;
- привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо.
Часть 3 статьи 47 Градостроительного кодекса позволяет определить заказчика как лицо, уполномоченное застройщиком на заключение от его имени договора с исполнителем соответствующего вида работ. Сопоставляя указанное с положениями статьи 183 Гражданского кодекса, можно сделать вывод, что в терминологии Градостроительного кодекса заказчик - это представитель застройщика, уполномоченный на заключение от его имени договора на выполнение соответствующих работ.
Из указанного выше следует, что работы по организации строительства может выполнять: а) застройщик самостоятельно; б) лицо, привлекаемое застройщиком (или уполномоченным им лицом - заказчиком) на основании договора для выполнения соответствующих работ.
В соответствии с гражданским законодательством отношения по выполнению работ регулируются договором подряда (глава 37 Гражданского кодекса). В соответствии со статьей 702 Гражданского кодекса сторонами в таком договоре являются заказчик и подрядчик. Таким образом, сторонами договора подряда, предметом которого является выполнение работ по организации строительства, включенными в указанный в части 4 статьи 558 Градостроительного кодекса перечень, могут быть:
заказчик работ - застройщик (уполномоченное им лицо - заказчик);
подрядчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющее свидетельство о допуске на соответствующий вид работ.
При этом в соответствии со статьей 706 Гражданского кодекса подрядчик может выступать в роли генерального подрядчика, если привлекает к исполнению работы субподрядчиков.
Предположение о том, что субподрядчик также может быть лицом, выполняющим работы по организации строительства, поскольку генеральный подрядчик для него является заказчиком, не основано на нормах Градостроительного кодекса. Генеральный подрядчик является для субподрядчика заказчиком в понимании термина «заказчик», используемого в гражданском законодательстве, т.е. как сторона в договоре (статьи 702, 706, 740 Гражданского кодекса). Для определения лиц, имеющих право выполнять работы по организации строительства, следует руководствоваться пониманием термина «заказчик», раскрываемом в части 3 статьи 47 Градостроительного кодекса, о чем говорилось выше.
Письмо Национального объединения строителей от 27 декабря 2010 г. № 02-1141/10 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2011. № 1. С. 277-279.
Письмо Национального объединения строителей от 5 апреля 2011 г. № 02-432/11 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2011. № 4. С. 358-360.
Письмо Национального объединения строителей от 10 июня 2011 г. № 02-733/11 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2011. № 5. С. 385-386.
-
Необходимо ли организациям, осуществляющим подготовку проектной документации, и заключившим договор на проведение авторского надзора, получать свидетельство о допуске на работы по осуществлению строительного контроля?
Проверка соответствия выполняемых работ проектной документации является одной из составляющей строительного контроля. Проведение указанных работ является в силу статьи 53 Градостроительного кодекса обязательным, тогда как авторский надзор осуществляется на добровольных началах. Это прямо следует из положения части 2 статьи 53 Градостроительного кодекса, устанавливающей, что застройщик или заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации. Таким образом, данная норма Градостроительного кодекса устанавливает возможность лица, осуществляющего строительный контроль, для выполнения своих обязанностей по проверке соответствия выполняемых работ проектной документации, привлечь лицо, осуществляющее подготовку проектной документации.
Кроме того, содержательное сравнение строительного контроля и авторского надзора также позволяет сделать вывод о различиях в правовой природе этих видов контроля. Так, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. № 468 предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений.
Согласно СНИП 11-110-99 «Авторский надзор за строительством зданий и сооружений» авторский надзор - это один из видов услуг по надзору автора проекта и разработчиков проектной документации (физических и юридических лиц) за строительством, осуществляемый в целях обеспечения соответствия решений, содержащихся в рабочей документации, выполняемым строительно-монтажным работам на объекте.
Приведенные нормы законодательства позволяют сделать вывод о том, что проверка соответствия выполняемых работ проектной документации является обязательной частью строительного контроля, которую должны осуществлять лицо, осуществляющее строительство, а также застройщик или заказчик. Застройщик или заказчик может воспользоваться правом привлечения лица, осуществляющего подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации. При этом лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, привлекаемое застройщиком или заказчиком, может не иметь свидетельства о допуске к работам на осуществление строительного контроля.
Письмо Национального объединения строителей от 29 декабря 2010 г. № 02-1146/10 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2011. № 1. С. 293-296.
-
Как соотносятся понятия «обеспечение при строительстве обязательных требований» и «строительный контроль»?
Функция лица, осуществляющего строительство, заключающаяся в обеспечении соблюдения требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства не является функцией строительного контроля, поскольку выполнение функции осуществления строительства предусматривает необходимость соблюдения исполнителем поименованных требований без проведения контрольных мероприятий.
В соответствии с частью 1 статьи 53 Градостроительного кодекса строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка.
В силу нормы части 2 статьи 53 Градостроительного кодекса строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или заказчиком либо привлекаемым ими на основании договора физическим или юридическим лицом. Данная норма детализируется в Положении о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденном постановлении Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. № 468, в соответствии с которым строительный контроль проводится:
лицом, осуществляющим строительство;
застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации).
Содержание функций строительного контроля, выполняемого указанными лицами, детально конкретизировано в названном Положении и в Своде правил «48.13330.2011. Организация строительства», утвержденном приказом Минрегиона России от 27 декабря 2010 г. № 781.
Источник: письмо Национального объединения строителей от 19 сентября 2011 г. № 02-1353/11 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2011. № 8. С. 344-347.
-
В связи с отменой требования о получении разрешения на строительство при выполнении работ по капитальному ремонту существует ли необходимость получать свидетельство о допуске к таким работам?
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Следовательно, выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства без выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к соответствующим видам работ не допускается, в случае если такие работы оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства.
В соответствии с пунктом 2 Приказа Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. № 624 утвержденный им Перечень не включает в себя виды работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту в отношении объектов, для которых не требуется выдача разрешения на строительство в соответствии с частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса. Таким образом, сфера действия Перечня поставлена в зависимость от видов объектов, для которых не требуется выдача разрешения на строительство в соответствии с частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса.
Часть 17 статьи 51 Градостроительного кодекса увязывает случаи, когда не требуется выдача разрешения на строительства с видами объектов, в отношении которых осуществляются соответствующие работы, либо с видом выполняемых работ на объектах капитального строительства. Капитальный ремонт по своей природе является видом работы, для выполнения которой не требуется получение разрешения на строительство. Следовательно, несмотря на его упоминание в части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса, действие пункта 2 Приказа № 624 на него не распространяется.
Таким образом, несмотря на отсутствие необходимости получения разрешения на строительство, осуществление включенных в указанный Перечень работ по капитальному ремонту требует наличия выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (за исключением случаев выполнения таких работ на объектах, указанных в части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса).
Письмо Комитета Государственной Думы по строительству и земельным отношениям от 28 сентября 2011 г. № 3.31-22/810 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2011. № 9.
-
Необходимо ли получать свидетельство о допуске к работам на особо опасных и технически сложных объектах капитального строительства, если организация занимается возведением обычных сооружений и инфраструктуры в составе особо опасного или технически сложног
Невозможно дать универсальное разъяснение, конкретизирующее отнесение объекта капитального строительства к категории особо опасных и технически сложных объектов, так как Градостроительным кодексом определен только перечень объектов, которые относятся к особо опасным и технически сложным, при этом, что понимается под такими объектами, не раскрывается.
Представляется, что указанный вопрос должен решаться на стадии государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, обязательное проведение которой в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса предусмотрено в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов.
Таким образом, в случае наличия в заключении государственной экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять, указания на их отнесение к особо опасным и технически сложным объектам, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, планирующие выполнять соответствующие работы в отношении данных объектов, должны соответствовать требованиям, установленным в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации (в настоящее время действуют требования, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2011 г. № 207).
Письмо Национального объединения строителей от 24 августа 2010 г. № 533 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2010. № 5. С. 180.
Письмо Национального объединения строителей от 19 сентября 2011 г. № 02-1352/11 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2011. № 8. С. 350-351.
-
Необходимо ли получать свидетельство о допуске, чтобы иметь возможность участвовать в аукционе на строительство многоквартирного жилого дома с количество этажей не более трех?
В соответствии с пунктом 2 приказа Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. № 624 в перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не включаются виды работ, выполняемые в отношении объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания не более чем двух семей); жилых домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из нескольких блоков, количество которых не превышает 10 и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки); многоквартирных домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования.
Таким образом, получения свидетельства о допуске к выполнению строительных работ на указанных объектах не требуется.
При проведении аукционов на право строительства указанных объектов для государственных и муниципальных нужд заказчик не вправе устанавливать иных требований к участникам размещения заказа, кроме обязательных требований, устанавливаемых законодательством Российской Федерацией, в том числе требования о представлении свидетельства о допуске к работам (статья 11 Федерального закона о размещении заказов).
Письмо Национального объединения строителей от 20 июля 2010 г. № 327 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2010. № 4. С. 406.
-
Необходимо ли получать свидетельство о допуске в отношении монтажных и пусконаладочных работ подъемно-транспортного оборудования?
В число видов работ, которые в соответствии с приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. № 624 требуют получения свидетельства о допуске, входят монтаж и пусконаладочные работы подъемно-транспортного оборудования. При этом данный нормативный акт не дифференцирует подъемно-транспортное оборудование на конкретные виды, в том числе – на встраиваемое в объект капитального строительства (стационарное) или временно размещаемое на строительной площадке.
Таким образом, получение свидетельства о допуске организациям, выполняющим монтажные и (или) пусконаладочные работы, необходимо в отношении любого подъемно-транспортного оборудования (в том числе строительных фасадных подъемников), при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, за исключением случаев, указанных в пункте 2 названного приказа Минрегиона России.
Письмо Национального объединения строителей от 20 декабря 2010 г. № 02-1110/10 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2011. № 1. С. 298-299.
Письмо Национального объединения строителей от 31 января 2011 г. № 02-71/11 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2011. № 2. С. 290.
-
Необходимо ли получать свидетельство о допуске для выполнения работ по установке окон из поливинилхлоридных профилей (ПВХ)?
В соответствии с Межгосударственными стандартами «Профили поливинилхлоридные для оконных и дверных блоков. Технические условия. ГОСТ 30673-99» (введен в действие постановлением Госстроя России от 6 мая 2000 г. № 38) и «Блоки оконные из поливинилхлоридных профилей. Технические условия ГОСТ 30673-99» (введен в действие постановлением Госстроя России от 6 мая 2000 г. № 37), из поливинилхлорида (ПВХ) изготавливают элементы комплектации оконных и дверных блоков. Это – наличники, нащельники, подоконные доски, соединители, расширители и др. Одной из составляющих оконной конструкции являются элементы рамочные, сваренные из ПВХ и усиленные стальными вкладышами, то есть имеющие металлический каркас.
Строительные ограждающие конструкции представляют собой стены, перекрытия, перегородки, оконные и дверные блоки, в том числе и окна из профилей ПВХ (металлопластиковых). Учитывая изложенное, работы по установке таких конструкций требуют получения свидетельства о допуске, так как соответствующий вид работ № 10.1 «Монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений» включен в Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденный приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. № 624.
Письмо Национального объединения строителей от 21 декабря 2010 г. № 02-1115/10 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2011. № 1. С. 251-253.
-
Нужно ли получать свидетельство о допуске для выполнения работ по устройству асфальтобетонных внутридворовых проездов, площадок, автостоянок, пешеходных тротуаров и отмостки зданий и сооружений?
При проведении работ по благоустройству территорий, устройству дорожек из тротуарных плит, содержанию зеленых насаждений, по проведению отделочно-декоративных и облицовочных работ, по осуществлению текущего ремонта автомобильных дорог и экопарковок вступление в члены саморегулируемой организации и получение свидетельства о допуске не требуется.
Письмо Министерства регионального развития Российской Федерации от 31 августа 2011 г. № 31330-ИП/08 Бюллетень Национального объединения строителей. 2011. № 7. С. 223-224.
Письмо Национального объединения строителей от 1 августа 2011 г. № 02-1069/11 // Там же. С. 221-222.
-
Относятся ли морские суда к объектам капитального строительства?
В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса морские суда относятся к недвижимым вещам. Согласно части 1 статьи 558 Градостроительного кодекса саморегулируемые организации выдают свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса, к объектам капитального строительства относятся: здания; строения; сооружения; объекты, строительство которых не завершено.
Правовой взаимосвязи между понятием «объект капитального строительства», используемым для целей законодательства о градостроительной деятельности, и понятием «недвижимая вещь» («недвижимое имущество»), используемым для целей гражданского законодательства, не имеется.
Таким образом, получение свидетельства о допуске к работам, которые выполняются на морских судах (в том числе работ, которые упоминаются в утвержденном Минрегионом России Перечне видов работ), не требуется, поскольку морские суда не относятся к объектам капитального строительства, соответственно, ремонт морских судов не относится к отношениям, регулируемым законодательством о градостроительной деятельности.
Письмо Национального объединения строителей от 4 июля 2011 г. № 02-874/11 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2011. № 6. С. 313.
-
К какому виду работ по Перечню видов работ относится выполнение проекта производства работ (ППР)?
Согласно МДС 12-29.2006 «Методические рекомендации по разработке и оформлению технологической карты» проект производства работ - это организационно-технологический документ, разрабатываемый для реализации проектной документации и определяющий технологии строительных работ (технологические процессы и операции), качество их выполнения, сроки, ресурсы и мероприятия по безопасности.
СНиП 12-01-2004 «Организация строительства» устанавливает, что проект производства работ составляется по рабочим чертежам на основе проекта организации строительства на работы подготовительного периода строительства, на выполнение отдельных видов строительно-монтажных работ, а также на возведение объекта в целом и (или) его составные части.
В соответствии с МДС 12-81.2007 «Методические рекомендации по разработке и оформлению проекта организации строительства и проекта производства работ» в состав проекта производства работ на возведение объекта в целом и (или) его составные части включаются: календарный план производства работ по объекту; строительный генеральный план; график поступления на объект строительных конструкций, изделий и материалов; график потребности в рабочих кадрах; график потребности в основных строительных машинах; технологические карты на отдельные виды работ; карты (схемы) на контроль качества работ; мероприятия по охране труда и безопасности; пояснительная записка.
По мнению Национального объединения строителей, выполнение проекта производства работ является одним из составных элементов работ по организации строительства, соответствующих в Перечне группе видов работ 33 «Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)». Для осуществления работ по выполнению проекта производства работ необходимо получение свидетельства о допуске к соответствующему виду работ, входящему в состав группы видов работ № 33.
Письмо Национального объединения строителей от 4 июля 2011 г. № 02-849/11 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2011. № 6. С. 322-323.
-
Что понимается под термином «компенсационный фонд»?
В соответствии со статьей 13 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» компенсационный фонд саморегулируемой организации является одним из способов обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами.
Компенсационный фонд представляет собой часть средств саморегулируемой организации, учитываемых отдельно от других ее средств и имеет определенное частью 1 статьи 55.16 и статьей 60 Градостроительного кодекса целевое назначение – возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Компенсационный фонд не является отдельным юридическим лицом (некоммерческой организацией с организационно-правовой формой «фонд»), так как не обладает ни материальными, ни формальными признаками, характеризующими юридическое лицо как субъекта правовых отношений в соответствии с Гражданским кодексом, поскольку не имеет органов управления, сметы, фирменного наименования, не подлежит государственной регистрации и т. д. Компенсационный фонд саморегулируемой организации не является также целевым капиталом некоммерческой организации, который регулируется Федеральным законом от 30 декабря 2006 № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций», поскольку имущество целевого капитала некоммерческой организации в отличие от компенсационного фонда саморегулируемой организации в обязательном порядке передается в доверительное управление и может использоваться для финансирования уставной деятельности, тогда как частью 3 статьи 55.16 Градостроительного кодекса установлен исчерпывающий перечень возможных выплат из средств компенсационного фонда, исключающий возможность финансирования уставной деятельности саморегулируемой организации.
-
Каким образом и где могут размещаться средства компенсационного фонда?
В соответствии с частью 4 статьи 4 Градостроительного кодекса к отношениям, связанным с осуществлением деятельности саморегулируемой организации, применяется гражданское законодательство, в том числе Федеральный закон «О саморегулируемых организациях», если данные отношения не урегулированы Градостроительным кодексом. Вопросы размещения и использования средств компенсационного фонда относятся к сфере деятельности саморегулируемой организации. Таким образом, порядок размещения и использования средств компенсационного фонда саморегулируемой организации регулируется нормами, содержащимися в статье 5516 Градостроительного кодекса.
В соответствии с новой редакцией части 4 статьи 5516 Градостроительного кодекса (в ред. Федерального закона от 27 июня 2010 г. № 240-ФЗ) в целях сохранения и увеличения размера компенсационного фонда саморегулируемой организации средства этого фонда размещаются в депозиты и (или) депозитные сертификаты в российских кредитных организациях. Иные способы размещения средств компенсационного фонда саморегулируемой организации Градостроительного кодекса не предусмотрены.
Таким образом, с даты вступления в силу Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 240-ФЗ – с 2 августа 2010 г. – средства компенсационного фонда не могут быть размещены в форме облигаций, других ценных бумаг, а также иными способами размещения, предусмотренными Федеральным законом «О саморегулируемых организациях».
Письмо Национального объединения строителей от 7 сентября 2010 г. № 02-584/10 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2010. № 6. С. 299-301.
Письмо Национального объединения строителей от 19 июля 2010 г. № 02-320/10 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2010. № 4. С.409.
-
Каким образом необходимо поступить со средствами компенсационного фонда, размещенными ранее (до введения обязательного размещения средств в депозитах и депозитных сертификатах кредитных организаций) в ценные бумаги?
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 240-ФЗ изменился порядок размещения средств компенсационного фонда саморегулируемой организации. В соответствии с частью 4 статьи 5516 Градостроительного кодекса в целях сохранения и увеличения размера компенсационного фонда саморегулируемой организации средства этого фонда размещаются в депозиты и (или) депозитные сертификаты в российских кредитных организациях.
Указанная норма распространяется на правоотношения по поводу размещения средств компенсационного фонда саморегулируемой организацией независимо от времени его формирования.. В связи с этим
саморегулируемые организации должны перевести средства компенсационного фонда, находящиеся в иных активах, в депозиты и (или) депозитные сертификаты российских кредитных организаций. .
При этом необходимо иметь в виду , что частью 5 статьи 22 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» предусмотрено, что орган надзора за саморегулируемыми организациями вправе обратиться в суд с требованием об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций в случае несоответствия саморегулируемой организации требованиям, предъявляемым к количеству членов саморегулируемой организации, размеру компенсационного фонда, а также в случае нарушения в течение года более двух раз иных требований федеральных законов в отношении саморегулируемой организации, если эти нарушения не устранены или носят неустранимый характер. В связи с этим саморегулируемым организациям необходимо разместить средства компенсационного фонда в депозиты и (или) депозитные сертификаты в российских кредитных учреждениях в разумные сроки, но не позднее чем один год со дня вступления в силу нового требования, то есть до 02 августа 2011 года.
Письмо Национального объединения строителей от 7 сентября 2010 г. № 02-584/10 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2010. № 6. С. 299-301.
Письмо Комитета Государственной Думы по строительству и земельным отношениям от 25 февраля 2011 г. № 3.31-22/131 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2011. № 2. С.254-256.
-
Необходимо ли проводить конкурс по выбору кредитной организации, в которой размещаются средства компенсационного фонда?
Градостроительный кодекс не содержит положений, обязывающих саморегулируемые организации проводить конкурс по выбору кредитной организации, в которой размещаются средства компенсационного фонда.
В соответствии с Унифицированным положением о компенсационном фонде, утвержденным решением Совета Национального объединения строителей (протокол № 10 от 30 июля 2010 г.) решение о выборе кредитной организации принимается постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации.
При этом сама форма размещения (депозиты или депозитные сертификаты) определяется общим собранием членов саморегулируемой организации (пункт 5 статьи 5510 Градостроительного кодекса).
Письмо Национального объединения строителей от 7 сентября 2010 г. № 02-584/10 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2010. № 6. С. 299-301.
-
Имеет ли право саморегулируемая организация хранить средства компенсационного фонда на своем банковском счете?
В отличие от ранее действовавшей редакции части 4 статьи 5516 Градостроительного кодекса, позволявшей саморегулируемой организации по своему выбору размещать средства компенсационного фонда в активы или хранить их на своем собственном банковском счете, новая редакция данной нормы (в ред. Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 240-ФЗ) обязывает саморегулируемую организацию разместить средства компенсационного фонда в депозиты и (или) депозитные сертификаты в российских кредитных организациях. -
В каких случаях производятся выплаты из компенсационного фонда?
В части 3 статьи 5516 Градостроительного кодекса установлен исчерпывающий перечень случаев осуществления выплат из средств компенсационного фонда:
1) возврат ошибочно перечисленных средств;
2) размещение средств компенсационного фонда саморегулируемой организации в целях его сохранения и увеличения его размера;
3) осуществление выплат в результате наступления субсидиарной ответственности саморегулируемой организации по обязательствам своих членов, возникшим в результате причинения вреда (выплаты в целях возмещения вреда и судебные издержки).
Письмо Национального объединения строителей от 27 апреля 2010 г. № 138 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2010. № 3. С. 298-299.
-
Каков правовой режим использования доходов от размещения средств компенсационного фонда? Правомерно ли использование таких доходов на содержание аппарата саморегулируемой организации?
В соответствии с частью 7 статьи 13 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» доход, полученный от размещения и инвестирования средств компенсационного фонда, направляется на пополнение компенсационного фонда и покрытие расходов, связанных с обеспечением надлежащих условий инвестирования средств компенсационного фонда.
Таким образом, доходы, полученные от размещения средств компенсационного фонда в депозиты и (или) депозитные сертификаты в российских кредитных организациях (а равно доходы от размещения средств компенсационного фонда иными способами, которые были разрешены законодательством до 2 августа 2010 г.), также являются средствами компенсационного фонда и порядок их расходования регулируется частью 3 статьи 5516 Градостроительного кодекса и частью 13 статьи 13 Федерального закона «О саморегулируемых организациях».
Следовательно, использование средств компенсационного фонда, в том числе доходов, полученных от размещения и инвестирования средств компенсационного фонда, на цели, не предусмотренные частью 3 статьи 5516 Градостроительного кодекса, в том числе на содержание аппарата саморегулируемой организации, противоречит действующему законодательству.
Письмо Национального объединения строителей от 27 апреля 2010 г. № 138 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2010. № 3. С. 298-299.
-
Что происходит с компенсационным фондом в случае ликвидации саморегулируемой организации или утраты ею статуса саморегулируемой организации?
Вне зависимости от того ликвидирована или нет саморегулируемая организация, в случае утраты ею статуса саморегулируемой организации (то есть исключения сведений о ней из государственного реестра саморегулируемых организаций) средства компенсационного фонда саморегулируемой организации в соответствии с частью 8 статьи 5516 Градостроительного кодекса подлежат зачислению на счет Национального объединения строителей и могут быть использованы только для осуществления выплат в связи с наступлением субсидиарной ответственности саморегулируемой организации по обязательствам ее членов, возникшим вследствие причинения вреда.
Письмо Национального объединения строителей от 29.11.2010 № 02-991/10 (не опубликовано)