ВНИМАНИЕ! С 8 июля 2022 года информация в старой версии сайта не актуализируется.
Перейти к новой версии.

ВНИМАНИЕ! Идет прием документов для включения работников членов АСРО «РССРБ» в Национальный Реестр Специалистов

Вопросы-ответы

  1. Должна ли саморегулируемая организация изымать свидетельство о допуске у лица, прекратившего членство в ней?

    Законодательством о градостроительной деятельности не предусмотрено право саморегулируемой организации изымать оригинал свидетельства о допуске у лица, прекратившего членство в такой саморегулируемой организации. В этой связи возврат в саморегулируемую организацию свидетельства о допуске лицом, прекратившим членство в такой саморегулируемой организации, возможен исключительно в добровольном порядке.

    Вместе с тем, в соответствии с частью 18 статьи 558 Градостроительного кодекса действие свидетельства о допуске прекращается со дня внесения в реестр членов саморегулируемой организации сведений о прекращении действия свидетельства о допуске. Таким образом, юридически значимая для всех участников правоотношений в сфере саморегулирования информация о прекращении действия свидетельства о допуске должна находиться в реестре членов саморегулируемой организации, размещаемом на официальном сайте саморегулируемой организации в сети Интернет.

    Письмо Национального объединения строителей от 27 декабря 2010 г. № 02-1142/10 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2011. № 1. С. 314.

  2. Должно ли иностранное юридическое лицо иметь в России филиал или представительство, чтобы вступить в члены саморегулируемой организации?

    Частью 1 статьи 556 Градостроительного кодекса прямо предусмотрено, что иностранное юридическое лицо может быть членом саморегулируемой организации без создания представительства или филиала. При этом при вступлении в члены саморегулируемой организации юридическое лицо должно в полном объеме соответствовать требованиям к выдаче свидетельств о допуске к одному или нескольким видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, и решение вопросов по выдаче свидетельства о допуске к которым отнесено общим собранием членов саморегулируемой организации к сфере деятельности саморегулируемой организации.

    Письмо Национального объединения строителей от 6 мая от 2011 г. № 02-566/11 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2011. № 2. С. 325.

  3. Является ли введение в отношении юридического лица процедуры банкротства основанием для исключения такого лица из членов саморегулируемой организации?

    Исчерпывающий перечень оснований для исключения саморегулируемой организацией индивидуальных предпринимателей и юридических лиц из состава членов саморегулируемой организации установлен частью 2 статьи 557 Градостроительного кодекса. Введение в отношении юридического лица любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве, не входит в число таких оснований. Таким образом, при введении в отношении организации процедуры внешнего управления саморегулируемая организация не вправе осуществлять какие-либо действия по исключению такой организации из состава членов саморегулируемой организации.

    Вместе с тем, согласно части 3 статьи 149 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства в отношении лица, ранее признанного банкротом, является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника. Со дня прекращения общей правоспособности субъекта предпринимательской деятельности – ликвидации юридического лица – прекращается и его правоспособность выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, определяемая наличием свидетельства о допуске к таким работам. В этой связи, членство такого юридического лица в саморегулируемой организации прекращается в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 557 Градостроительного кодекса.

    Письмо Национального объединения строителей от 1 августа 2011 г. № 02-1058/11 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2011. № 7. С. 226-227.

  4. Является ли обязательной замена свидетельств о допуске в случае утверждения органом надзора за саморегулируемыми организациями новой формы свидетельства о допуске? Необходимо ли при этом заново представлять документы, подтверждающие соответствие требовани

    В силу части 9 статьи 558 Градостроительного кодекса свидетельство о допуске выдается саморегулируемой организацией без ограничения срока и территории его действия. Таким образом, вступление в силу приказа органа надзора за саморегулируемыми организациями об утверждении новой формы свидетельства о допуске не влечет за собой обязательную замену членами саморегулируемых организаций действующих свидетельств о допуске к видам работ.

    Вместе с тем, при необходимости внесения каких-либо изменений в свидетельство о допуске саморегулируемая организация должна обеспечить членов саморегулируемой организации, заявивших о такой необходимости, свидетельствами о допуске нового образца. Процедура внесения изменений в свидетельство о допуске регламентирована частями 10-14 статьи 558 Градостроительного кодекса.

    В соответствии с частью 10 статьи 558 Градостроительного кодекса документы, подтверждающие соблюдение требований к выдаче свидетельств о допуске к работам, должны быть приложены к заявлению члена саморегулируемой организации о внесении изменений в свидетельство о допуске только в случае если такой член саморегулируемой организации намеревается получить свидетельство о допуске к иным виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Таким образом, при намерении члена саморегулируемой организации внести изменения в свидетельство о допуске в связи с изменением формы свидетельства о допуске к заявлению о внесении изменений в такое свидетельство не требуется прилагать какие-либо дополнительные документы.

    Указание в приказе органа надзора за саморегулируемыми организациями об утверждении новой формы свидетельства о допуске о том, что свидетельства, выданные по ранее действовавшей форме, прекращают свое действие, не соответствует части 9 статьи 558 Градостроительного кодекса.

    Письмо Национального объединения строителей от 4 июля 2011 г. № 02-851/11 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2011. № 6. С. 329-330.

  5. Каково правовое значение перечня видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства? В каком порядке утверждается данный перечень?

    Исходя из положений части 2 статьи 52 и части 4 статьи 53 Градостроительного кодекса виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства делятся на виды работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, и на виды работ, которые такого влияния не оказывают.

    Виды работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

    Включение вида работ в перечень означает, что вред, причиненный недостатками, допущенными членом саморегулируемой организации при выполнении таких работ, может быть возмещен за счет средств компенсационного фонда саморегулируемой организации.

    Утвержденный перечень видов работ определяет содержание важнейших документов саморегулируемой организации – решения об определении сферы своей деятельности (т.е. к каким видам работ саморегулируемая организация выдает, а к каким – не выдает свидетельства о допуске), а также требований к выдаче свидетельств о допуске, которые в соответствии с требованием части 5 статьи 555 Градостроительного кодекса должны быть установлены в отношении каждого вида работ, включенных в сферу деятельности саморегулируемой организации.

    В соответствии с частью 4 статьи 558 Градостроительного кодекса перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. № 864 «О мерах по реализации Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 148-ФЗ “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации”» таким уполномоченным федеральным органом исполнительной власти определен Минрегион России.

  6. В какой срок вступают в силу изменения, внесенные в перечень видов работ?

    В соответствии с пунктом 12 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» приказ уполномоченного федерального органа исполнительной власти (Минрегиона России), вносящий изменения в перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность капитального строительства, как и любой другой нормативный правой акт федерального органа исполнительной власти, вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

    Между тем при определении даты вступления в силу изменений, внесенных таким приказом в перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, необходимо руководствоваться частью 41 статьи 558 Градостроительного кодекса.

    Указанной нормой предусмотрено, что изменения, внесенные в перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность капитального строительства, вступают в силу не ранее, чем через шесть месяцев со дня их внесения.

    Например, приказ Минрегиона России от 23 июня 2010 г. № 294 «О внесении изменений в Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 624 “Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства”» издан 23 июня 2010 г., опубликован в «Российской газете» (№ 180) 13 августа 2010 г., вступил в силу 24 августа 2010 г., однако изменения, внесенные данным приказом в перечень видов работ, вступили в силу 25 февраля 2011 г.

    Слова «не ранее», которые употребляются в части 41 статьи 558 Градостроительного кодекса, означают, что Минрегион России вправе установить более длительный, чем шесть месяцев, срок.

    Письмо Министерства юстиции Российской Федерации от 2 сентября 2010 г. № 01-15727/10 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2010. № 6. С. 304-305.

  7. Какие действия должна предпринять саморегулируемая организация в случае включения в перечень новых видов работ?

    В случае изменения приказом уполномоченного федерального органа исполнительной власти перечня видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, а именно – в случае включения в перечень новых видов работ, которые ранее не содержались в перечне, саморегулируемая организация должна осуществить следующие действия:

    1) провести общее собрание членов саморегулируемой организации, на котором должны быть приняты решения об изменении сферы деятельности саморегулируемой организации и о внесении изменений в требования к выдаче свидетельств о допуске (или о принятии новых требований к выдаче свидетельств о допуске);

    2) уведомить Ростехнадзор об изменении сферы деятельности саморегулируемой организации и о внесении изменений в требования к выдаче свидетельств о допуске (или о принятии новых требований к выдаче свидетельств о допуске).

    В соответствии с пунктами 6 и 10 статьи 5510 Градостроительного кодекса определение перечня видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и решение вопросов по выдаче свидетельства о допуске к которым относится к сфере деятельности саморегулируемой организации, а также утверждение требований к выдаче свидетельств о допуске к таким работам относится к исключительной компетенции общего собрания членов саморегулируемой организации.

    В соответствии с частью 5 статьи 555 Градостроительного кодекса требования к выдаче свидетельств о допуске должны быть определены в отношении каждого вида работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и решение вопросов по выдаче свидетельства о допуске к которым отнесено общим собранием к сфере деятельности саморегулируемой организации.

    В соответствии с частью 5 статьи 558 Градостроительного кодекса саморегулируемая организация может выдать свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в отношении только тех видов работ, решение вопросов по выдаче свидетельства о допуске к которым отнесено общим собранием к сфере деятельности саморегулируемой организации.

    Без определения сферы своей деятельности саморегулируемая организация не вправе утверждать требования к выдаче свидетельств и не вправе выдавать свидетельства на соответствующие виды работ. При этом сфера деятельности саморегулируемой организации должна включать в себя все или часть видов работ, которые содержатся в утвержденном уполномоченным федеральным органом перечне видов работ.

    Согласно части 14 статьи 555 Градостроительного кодекса решения, принятые общим собранием членов саморегулируемой организации, в срок не позднее чем через три дня со дня их принятия подлежат направлению на электронном и бумажном носителях в Ростехнадзор.

    Согласно пункту 3 части 2 статьи 5518 Градостроительного кодекса информация о перечне видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и решение вопросов по выдаче свидетельств о допуске к которым отнесено общим собранием членов саморегулируемой организации к сфере деятельности саморегулируемой организации, вносится в государственный реестр саморегулируемых организаций.

    В соответствии с частью 4 указанной статьи Ростехнадзор вносит в государственный реестр саморегулируемых организаций сведения о саморегулируемой организации в течение трех рабочих дней со дня получения им уведомления о принятых общим собранием членов саморегулируемой организации или постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации решениях. Согласно части 7 указанной статьи внесение сведений в государственный реестр саморегулируемых организаций, изменение таких сведений осуществляются без взимания платы.

    В соответствии с частью 5 статьи 5518 Градостроительного кодекса в случае выявления нарушения саморегулируемой организацией требований Градостроительного кодекса при принятии ею решений, уведомление о которых получено Ростехнадзором, последний приостанавливает внесение соответствующих сведений в государственный реестр саморегулируемых организаций и направляет в саморегулируемую организацию предписание об устранении выявленного нарушения. В течение 10 дней со дня получения данного предписания Ростехнадзора саморегулируемая организация обязана устранить выявленное нарушение и уведомить об этом Ростехнадзор или обжаловать данное предписание в арбитражный суд.

    Письмо Министерства регионального развития Российской Федерации от 15 июля 2010 г. № 24099-РП/08 в Бюллетень Национального объединения строителей. 2010. № 3. С. 211-241.

  8. С какого момента саморегулируемая организация вправе выдавать свидетельства о допуске к новым видам работ, включенным в перечень видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства?

    В соответствии с частью 5 статьи 558 Градостроительного кодекса саморегулируемая организация может выдать свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в отношении только видов работ, решение вопросов по выдаче свидетельства о допуске к которым, отнесено общим собранием членов саморегулируемой организации к сфере деятельности саморегулируемой организации. Кроме того, общим собранием членов саморегулируемой организации (более чем пятьюдесятью процентов общего числа членов такой организации) должны быть утверждены требований к выдаче свидетельств о допуске к соответствующим видам работам (части 1 и 13 статьи 555 Градостроительного кодекса).

    Согласно части 14 статьи 555 Градостроительного кодекса документы, изменения, внесенные в документы, и решения, принятые общим собранием членов саморегулируемой организации, в срок не позднее чем через три дня со дня их принятия подлежат размещению па сайте этой саморегулируемой организации в сети Интернет и направлению на электронном и бумажном носителях в орган надзора за саморегулируемыми организациями.

    Учитывая возникающие на практике вопросы о вступлении в силу решений, принятых саморегулируемой организации, и в целях исключения неоднозначного применения норм Градостроительного кодекса, Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 240-ФЗ статья 5518 Градостроительного кодекса была дополнена новой частью 51, согласно которой в случае непоступления в саморегулируемую организацию предписания об устранении саморегулируемой организацией выявленного нарушения требований Кодекса при принятии ею решений, уведомление о которых получено органом надзора за саморегулируемыми организациями, в течение десяти дней со дня получения органом надзора указанных уведомлений такие решения считаются вступившими в силу.

    Таким образом, Градостроительный кодекс установил четкие условия вступления в силу решений саморегулируемой организации. При этом вступление в силу таких решений не увязывается, с размещением сведений, содержащихся в уведомлении о принятых решениях или прилагаемых к уведомлению документах, в государственном реестре саморегулируемых организаций.

    Таким образом, с даты вступления указанных решений в силу саморегулируемая организация правомочна выдавать своим членам свидетельства о допуске в отношении видов работ, которые отнесены к сфере ее деятельности. Члены саморегулируемой организации, получившие свидетельства о допуске, приобретают правоспособность выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства, перечисленные в свидетельстве.

    При этом право саморегулируемой организации выдавать свидетельства о допуске и правоспособность члена саморегулируемой организации возникает независимо от того, отражены в государственном реестре саморегулируемых организаций сведения, содержащихся в уведомлении о принятых решениях или прилагаемых к уведомлению документах, или нет.

    Письмо Комитета Государственной Думы по собственности и земельным отношениям от 25 февраля 2011 г. № 3.31-22/143 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2011. № 2. С. 247-248.

  9. Какие действия должна предпринять саморегулируемая организация в случае исключения вида работ из перечня видов работ?

    Законодательство не предусматривает обязанности саморегулируемой организации предпринимать какие-либо действия в случае изменения приказом уполномоченного федерального органа исполнительной власти перечня видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в результате которого из перечня исключаются определенные виды работ.

    С момента вступления в силу таких изменений перечня видов работ саморегулируемая организация не вправе выдавать свидетельства о допуске к исключенным видам работ, а при внесении изменений в свидетельства о допуске не должна воспроизводить исключенные виды работ в свидетельствах, которые выдаются взамен ранее выданных.

  10. Какие виды работ, включенные в перечень видов работ, по своему содержанию могут выполняться только на особо опасных и технически сложных объектах капитального строительства?

    К видам работ, которые по своему содержанию могут выполняться только на особо опасных и технически сложных объектах капитального строительства, относятся следующие виды работ, включенные в перечень видов работ, утвержденный приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. № 624:

    4. Устройство скважин:

    4.1. Бурение, строительство и монтаж нефтяных и газовых скважин;

    20. Устройство наружных электрических сетей и линий связи:

    20.4. Устройство сетей электроснабжения напряжением более 330 кВ;

    20.7. Монтаж и демонтаж опор для воздушных линий электропередачи напряжением более 500 кВ;

    21. Устройство объектов использования атомной энергии:

    21.1. Работы по сооружению объектов с ядерными установками;

    21.2. Работы по сооружению объектов ядерного оружейного комплекса;

    21.3. Работы по сооружению ускорителей элементарных частиц и горячих камер;

    21.4. Работы по сооружению объектов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов;

    21.5. Работы по сооружению объектов ядерного топливного цикла;

    21.6. Работы по сооружению объектов по добыче и переработке урана;

    21.7. Работы по выводу из эксплуатации объектов использования атомной энергии;

    22. Устройство объектов нефтяной и газовой промышленности:

    22.9. Работы по обустройству нефтяных и газовых месторождений морского шельфа;

    23. Монтажные работы:

    23.7. Монтаж оборудования объектов использования атомной энергии;

    23.8. Монтаж оборудования для очистки и подготовки для транспортировки газа и нефти;

    23.12. Монтаж оборудования предприятий черной металлургии;

    23.13. Монтаж оборудования предприятий цветной металлургии;

    23.14. Монтаж оборудования химической и нефтеперерабатывающей промышленности;

    23.15. Монтаж горнодобывающего и горно-обогатительного оборудования;

    23.17. Монтаж оборудования метрополитенов и тоннелей;

    23.34. Монтаж оборудования объектов космической инфраструктуры;

    23.35. Монтаж оборудования аэропортов и иных объектов авиационной инфраструктуры;

    24. Пусконаладочные работы:

    24.31. Пусконаладочные работы на сооружениях нефтегазового комплекса;

    24.32. Пусконаладочные работы на объектах использования атомной энергии;

    25. Устройство автомобильных дорог и аэродромов:

    25.3. Устройство оснований перронов аэропортов, взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек;

    25.5. Устройства покрытий перронов аэропортов, взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек;

    27. Устройство тоннелей, метрополитенов:

    27.1. Проходка выработки тоннелей и метрополитенов без применения специальных способов проходки;

    27.2. Проходка выработки тоннелей и метрополитенов с применением искусственного замораживания;

    27.3. Проходка выработки тоннелей и метрополитенов с применением тампонажа;

    27.4. Проходка выработки тоннелей и метрополитенов с применением электрохимического закрепления;

    27.5. Проходка выработки тоннелей и метрополитенов с применением опускной крепи;

    27.6. Устройство внутренних конструкций тоннелей и метрополитенов;

    27.7. Устройство пути метрополитена;

    28. Устройство шахтных сооружений:

    28.1. Проходка выработки шахтных сооружений без применения специальных способов проходки;

    28.2. Проходка выработки шахтных сооружений с применением искусственного замораживания;

    28.3. Проходка выработки шахтных сооружений с применением тампонажа;

    28.4. Проходка выработки шахтных сооружений с применением электрохимического закрепления;

    28.5. Проходка выработки шахтных сооружений с применением опускной крепи;

    31. Промышленные печи и дымовые трубы:

    31.1. Кладка доменных печей;

    32. Работы по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем:

    32.12. Строительный контроль при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте в подземных условиях (виды работ № 23.17, группы видов работ № 27, 28);

    33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):

    33.1. Промышленное строительство;

    33.1.2. Предприятия и объекты угольной промышленности;

    33.1.3. Предприятия и объекты черной металлургии;

    33.1.4. Предприятия и объекты цветной металлургии;

    33.1.12. Объекты использования атомной энергии;

    33.2. Транспортное строительство:

    33.2.3. Аэропорты и иные объекты авиационной инфраструктуры;

    33.2.5. Метрополитены;

    34. Работы по осуществлению строительного контроля застройщиком либо привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов использования атомной энергии (виды работ № 23.7, 24.32, группа видов работ № 21).

    Письмо Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 сентября 2010 г. № 33838-КК/08 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2010. № 6. С. 232-235.

  11. Как в перечне видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, обозначаются вид работ, группа видов работ?

    Вид работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, обозначается последним числом в структуре нумерации перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (по состоянию на декабрь 2011 г. действует перечень, утвержденный приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. № 624).

    Видами работ являются, например:

    по инженерным изысканиям ― 1.1, 1.4, 2.3, 2.7, 4.2, 6, 7;

    по подготовке проектной документации ― 1.2, 2, 3, 4.6, 6.5;

    по строительству, реконструкции и капитальному ремонту ― 2.4, 3.7, 8, 32.1, 33.1.1.

    При этом, группами видов работ являются, например:

    по инженерным изысканиям ― 1, 2, 3, 4, 5;

    по подготовке проектной документации ― 1, 4, 5, 7;

    по строительству, реконструкции и капитальному ремонту ― 2, 4, 33, 33.1.

    Письмо Министерства регионального развития Российской Федерации от 16 сентября 2010 г. № 01-2730/10 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2010. № 6. С. 308-309.

  12. Какие действия должна предпринять саморегулируемая организация в случае изменения наименования видов работ?

    В случае изменения приказом уполномоченного федерального органа исполнительной власти перечня видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, а именно – в случае изменения наименования видов работ, ранее содержавшихся в перечне, саморегулируемая организация должна осуществить следующие действия:

    1) провести общее собрание членов саморегулируемой организации, на котором должны быть приняты решения об изменении сферы деятельности саморегулируемой организации и о внесении изменений в требования к выдаче свидетельств о допуске;

    2) уведомить Ростехнадзор об изменении сферы деятельности саморегулируемой организации и о внесении изменений в требования к выдаче свидетельств о допуске;

    3) внести изменения в свидетельства о допуске к работам.

    Внесение изменений в свидетельства о допуске к работам осуществляется в порядке, предусмотренном частями 10-14 статьи 558 Градостроительного кодекса. Часть 10 указанной статьи определяет, что для внесения изменений в свидетельство необходимо представить в саморегулируемую организацию заявление о внесении изменений. К такому заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие соблюдение требований к выдаче свидетельств о допуске, но лишь в том случае, если член саморегулируемой организации намеревается получить свидетельство о допуске к иным виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, чем те, которые записаны в свидетельстве, выданном в соответствии с ранее действовавшей редакцией перечня видов работ.

    В связи с изменением наименований видов работ понятие «иные вид или виды работ» необходимо понимать как работы, которые являются иными по сравнению с указанными в свидетельстве о допуске не по наименованию, а по содержанию видов работ. Если по содержанию работы те же, что уже указаны в свидетельстве в соответствии с предыдущей редакцией перечня видов работ, то к заявлению не требуется прилагать документы, подтверждающие соблюдение требований к выдаче свидетельств о допуске. В этом случае в соответствии с частью 13 статьи 558 Градостроительного кодекса для принятия решения о внесении изменения в свидетельство о допуске проверке подлежит только заявление.

    При этом уполномоченный федеральный орган может установить соответствие между прежними и новыми наименованиями видов работ. Так, для установления соответствия (тождественности) между видами работ, предусмотренными приказами Минрегиона России от 9 декабря 2008 г. № 274 и от 30 декабря 2009 г. № 624, Минрегионом была рекомендована к применению специальная таблица соответствия.

    Письмо Министерства регионального развития Российской Федерации от 15 июля 2010 г. № 24099-РП/08 в Бюллетень Национального объединения строителей. 2010. № 3. С. 211-241.

  13. В каких случаях необходимо получать свидетельство о допуске к работам, отмеченным в перечне видов работ «звездочкой»?

    Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (утв. приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. № 624), содержит виды работ, которые в соответствии с Градостроительным кодексом должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.

    При этом перечень содержит ряд видов и групп работ, отмеченных астериском (*). Данные виды и группы видов работ требуют получения свидетельства о допуске только в случае выполнения таких работ на объектах, указанных в статье 481 Градостроительного кодекса, то есть на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах.

    Источник: письмо Национального объединения строителей от 28 июня 2010 г. № 02-248/10 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2010. № 4. С. 436-437.

  14. В каком случае необходимо получать свидетельство о допуске к виду работ «Организация строительства»?

    Вид работ «Организация строительства» относится ко всей совокупности вопросов, связанных с обеспечением выполнения строительства, реконструкции, капитального ремонта, осуществляемых в рамках разрешения на строительство, а не к выполнению отдельных работ.

    Допуск к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) необходим лицам, заключившим договор строительного подряда, в случае если:

    предметом договора является организация строительства, реконструкции и капитального ремонта;

    заказчиком указанных работ по договору выступает застройщик или заказчик строительства, реконструкции, капитального ремонта.

    При этом подрядчик может привлекать к выполнению отдельных работ субподрядчиков, имеющих свидетельства о допуске к соответствующим работам, либо выполнять весь комплекс работ самостоятельно, но только в том случае, если он имеет свидетельства о допуске ко всем видам работ, выполняемых в рамках строительства, реконструкции или капитального ремонта объекта.

    Письмо Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 апреля 2010 г. № 17906-ИП/08 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2010. № 3. С. 287-291.

  15. Как соотносятся понятия «генеральный подрядчик» в гражданском законодательстве и законодательстве о градостроительной деятельности?

    Понятие «генеральный подрядчик» в гражданском законодательстве и законодательстве о градостроительной деятельности различно по своей правовой сущности.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 740 Гражданского кодекса договор на выполнение строительных работ квалифицируется как договор строительного подряда. К такому договору применяются общие положения Главы 37 Гражданского кодекса о подряде, согласно которым сторонами такого договора являются заказчик и подрядчик. При этом в соответствии со статьей 706 Гражданского кодекса статус генерального подрядчика возникает у стороны договора – подрядчика исключительно в связи с привлечением им к исполнению своих обязательств по заключенному договору подряда других лиц – субподрядчиков. Таким образом, в терминологии Гражданского кодекса подрядчик, выполняющий лично все предусмотренные договором подряда работы, не является генеральным подрядчиком, а выполняющий с привлечением других лиц (субподрядчиков), является генеральным подрядчиком.

    Вместе с тем, приказ Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. № 624, являющийся актом законодательства о градостроительной деятельности, выделил в качестве отдельного пункта (пункт 33 Раздела III Перечня видов работ) – «Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)». При этом по правилам законодательной техники указание в скобках слов «генеральным подрядчиком» означает тождественность понятий «генеральный подрядчик» и «юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, привлекаемые застройщиком или заказчиком на основании договора для выполнения работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта».

    Часть 3 статьи 52 Градостроительного кодекса определяет содержание работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта (далее – организация строительства) через следующий комплекс работ:

    - организацию и координацию работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства;

    - обеспечение соблюдения требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ;

    - осуществление строительного контроля;

    - выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства собственными силами или с привлечением иных лиц.

    Совокупное прочтение норм Градостроительного кодекса и приказа Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. № 624 позволяет сделать вывод, что законодательство о градостроительной деятельности определяет генерального подрядчика как лицо, обладающее в совокупности следующими признаками:

    1) выступает стороной в договоре строительного подряда (подрядчиком), заключенным непосредственно с застройщиком (или уполномоченным им лицом – заказчиком);

    2) выполняет весь комплекс организационных работ по строительству, предусмотренных частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса.

    При этом законодательство о градостроительной деятельности допускает для генерального подрядчика выполнение своих обязанностей по договору лично, т.е. без привлечения других лиц (субподрядчиков).

    Таким образом, очевидно, что содержание понятия «генеральный подрядчик», применяемого в приказе Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. № 624, не в полной мере соответствует содержанию понятия «генеральный подрядчик» в статье 706 Гражданского кодекса.

    Источник: письмо Национального объединения строителей от 4 марта 2011 г. № 02-274/11 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2011. № 2. С. 275-277.

  16. Необходимо ли генеральному подрядчику свидетельство о допуске к видам работ, которые выполняются его субподрядчиками?

    Генеральный подрядчик, заключивший договор с застройщиком или заказчиком, должен иметь свидетельство о допуске к соответствующему виду работ из группы видов работ «33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)».

    Свидетельство о допуске к иным видам работ необходимо генеральному подрядчику только в случае выполнения им отдельных видов работ самостоятельно. Необходимости получать свидетельство о допуске к тем видам работ, которые полностью выполняются субподрядчиками, у генерального подрядчика нет.

  17. Необходимо ли получать свидетельство о допуске к работам, если работы выполняются на собственных объектах за счет собственных средств и собственными силами?

    В соответствии с частью 1 статьи 558 Градостроительного кодекса индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.

    Согласно части 4 указанной статьи перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В настоящее время перечень видов работ установлен приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. № 624.

    Действующее законодательство не содержит норм, устанавливающих какие-либо исключения из указанного перечня, в том числе в зависимости от того, за счет чьих средств и чьими силами выполняются работы, оказывающие влияние на безопасность объектов капитального строительства.

    В случае если выполняемые в процессе капитального ремонта и реконструкции работы входят в названный перечень, получение свидетельства о допуске к таким работам лицом, их выполняющим, является обязательным. Выполнение таких работ без свидетельства о допуске влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

    Единственным исключением из данного правила является осуществление строительного контроля застройщиком.

    Письмо Национального объединения строителей от 26 июля 2011 г. № 02/1022 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2011. № 7. С. 235-237.

  18. Необходимо ли получать свидетельство о допуске застройщику, который осуществляет строительный контроль своими силами?

    В соответствии со статьей 53 Градостроительного кодекса строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или заказчиком либо привлекаемым ими на основании договора физическим или юридическим лицом. Таким образом, осуществление строительного контроля является обязанностью лиц, осуществляющих строительство.

    Отсутствие в Перечне видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (утв. приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. № 624), вида работ по осуществлению строительного контроля застройщиком не означает, что заказчики или застройщики не имеют права самостоятельно осуществлять строительный контроль. При этом получать свидетельство о допуске для осуществления строительного контроля заказчику (застройщику) не требуется.

    Причиной, побудившей Минрегион России исключить осуществление строительного контроля застройщиком из перечня видов работ, требующих получения свидетельства о допуске, стала содержавшаяся в законодательстве коллизия относительно застройщиков – бюджетных учреждений, которые, не имея права вести предпринимательскую деятельность, не могли быть членами саморегулируемых организаций и иметь свидетельство о допуске к осуществлению строительного контроля (что требовалось по ранее действовавшему перечню видов работ).

    Письмо Национального объединения строителей от 25 июня 2010 г. № 245 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2010. № 4. С. 439-440.

  19. Каким образом осуществляется строительный контроль при хозяйственном способе строительства? Кто в этом случае должен получать свидетельство о допуске к работам по осуществлению строительного контроля?

    Порядок проведения строительного контроля при хозяйственном способе строительства законодательством прямо не урегулирован. Исходя из положений Градостроительного кодекса и Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. № 468, застройщиком или заказчиком при указанном способе строительства должны осуществляться два вида строительного контроля: строительный контроль застройщика и строительный контроль подрядчика.

    Согласно части 2 статьи 53 Градостроительного кодекса строительный контроль заказчика осуществляется застройщиком или заказчиком самостоятельно либо привлекаемым ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.

    Строительный контроль подрядчика, который проводится лицом, осуществляющим строительство, или застройщиком, заказчиком (при хозяйственном способе строительства) осуществляется указанными лицами самостоятельно. Вместе с тем, следует отметить, что Градостроительный кодекс не содержит норм, устанавливающих запрет на привлечение на основании договора индивидуального предпринимателя или юридического лица при осуществлении строительного контроля подрядчика.

    Исходя из положений пункта 5.2 Актуализированной редакции СНиП 12-01-2004 «Организация строительства» СП 48.13330.2011, утверждённого приказом Минрегиона России от 27 декабря 2010 г. № 781, строительный контроль подрядчика также может проводиться подрядчиком (субподрядчиком), непосредственно выполняющим строительные работы.

    При проведении строительного контроля заказчика застройщик или заказчик на основании части 2 статьи 53 Градостроительного кодекса может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации к авторскому надзору, то есть к проверке соответствия выполняемых работ проектной документации.

    Представляется, что при осуществлении строительства хозяйственным способом может применяться схема осуществления технического надзора заказчика-застройщика за строительством, предусмотренная Положением о заказчике-застройщике, утвержденным постановлением Госстроя от 2 февраля 1988 г. № 16. В соответствии с пунктом 6.1 указанного Положения технический надзор осуществляется единым заказчиком, дирекцией строящихся предприятий, дирекцией действующих предприятий (организаций), а также специальным аппаратом (группой) технического надзора. При этом согласно пункту 6.5 указанного Положения группа технического надзора в целях обеспечения ее независимости и недопущения «конфликта интересов» не вправе выполнять функции по заключению договоров подряда, закупке материалов и оборудования, а также по финансированию строительства.

    Необходимость получения свидетельства о допуске отражена в Таблице:

    Лица, осуществляющие строительный контроль Вид строительного контроля Наличие свидетельства о допуске к работам по осуществлению строительного контроля

    Структурное подразделение застройщика (заказчика), осуществляющее функции по организации строительства строительный контроль подрядчика не требуется

    Привлекаемое застройщиком (заказчиком) лицо для осуществления строительного контроля строительный контроль подрядчика требуется

    Специальное структурное подразделение застройщика (заказчика), созданное исключительно для осуществления функции строительного контроля строительный контроль заказчика не требуется

    Привлекаемое застройщиком (заказчиком) лицо для осуществления строительного контроля строительный контроль заказчика требуется

    Письмо Национального объединения строителей от 6 октября 2011 г. № 02-1413/11 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2011. № 9.

  20. Лицо, осуществляющее строительство, в соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса обязано проводить строительный контроль. Означает ли это, что лицо, подающее заявление о выдаче свидетельства о допуске к работам по организации строительст

    В соответствии с частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса лицом, осуществляющим строительство, является застройщик или привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора иное физическое или юридическое лицо. При этом согласно части 31 статьи 52 Градостроительного кодекса в случае, если работы по организации строительства включены в указанный в части 4 статьи 558 перечень, лицо, осуществляющее строительство, должно иметь свидетельство о допуске к работам по организации строительства. Таким образом, законодательством прямо установлена обязанность лица, осуществляющего строительство, иметь свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

    Частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса определены функции лица, осуществляющего строительство. Так, лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.

    Учитывая вышеизложенное, работы по организации строительства включают в себя целый комплекс работ:

    организацию и координацию работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту (объекта капитального строительства;

    обеспечение соблюдения требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ;

    осуществление строительного контроля;

    выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства собственными силами или с привлечением иных лиц.

    Таким образом, лицо, осуществляющее строительство, выполняет весь комплекс работ по организации строительства. Соответствующее разъяснение по указанному вопросу изложено в письме Комитета Государственной Думы по строительству и земельным отношениям от 13 ноября 2010 г. № 3.31-22/891.

    Таким образом, лицу, имеющему свидетельство о допуске к работам по организации строительства, не требуется получение свидетельства о допуске к работам по осуществлению строительного контроля, поскольку указанные работы являются частью комплекса работ по организации строительства. Свидетельство о допуске на осуществление строительного контроля требуется в том случае, если строительный контроль выполняется специализированной организацией, как самостоятельный вид работ, и не является частью работ по организации строительства.

    Письмо Национального объединения строителей от 27 декабря 2010 г. № 02-1146/02 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2011. № 1. С. 293-296.


81 - 100 из 167
Страницы:
Дата последнего изменения: 12.08.2020 18:03